В Ботовской пещере, расположенной в Жигаловском районе Иркутской области, завершилась международная экспедиция. Она длилась 11 дней - с 27 января, и стала 32-й по счету.
В ней принимали участие 17 человек, в том числе семь иностранцев: спелеологи из Словакии, Германии (университет Бохум) и Англии (Оксфорд). Команду из России в этом году представляли только ученые из Иркутска - в частности, из Института земной коры. Для такой пещеры, говорят ученые, это большая экспедиция, которой не было уже давно.
НОВОСТИ РАЗДЕЛА "НАУКА" ОТ ИА ТЕЛЕИНФОРМ - тут.
«Наши экспедиции всегда многокомпонентны. И эта не стала исключением. Была работа для спелеологов-исследователей, которые продолжали открывать новые галереи, ходы, наносили их на карту. Была и научная группа, которая занималась своими исследованиями. В частности, группа палеонтологов документировала всевозможные скелеты, останки доисторических животных, а седиментологи и геоморфологи занимались отбором проб пещерных отложений», - сообщил журналистам на пресс-конференции 14 февраля участник экспедиции, спелеолог, председатель секции спелеологии Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества Александр Осинцев.
Сейчас пробы находятся в лабораториях Бохума и Оксфорда. Результаты будут известны позже. Одна из суперзадач – реконструкция палеоклимата в нашем регионе. «Мы сейчас живем в эпоху изменения климата. И это циклический процесс. Исследования позволят предположить, что нас ожидает в ближайшие 10-30 тысяч лет», - говорит Александр Осинцев.
По его словам, в этом году спелеологи закартировали и задокументировали порядка 400 метров новых пещерных ходов. Сейчас длина Ботовской уже достигает 69,3 километров. Ученые движутся к заветным 100 километрам.
«Есть определенные геологические предпосылки, по которым мы можем делать прогнозы. 100 км – это очень осторожная цифра. Если исходить только из геологической ситуации, то пока мы не видим тотальных ограничений для окончания этой пещеры. 100 км – это просто некий символический рубеж, который мы очень хотели бы достичь», - отмечает Александр Осинцев.
По словам палеонтолога Алексея Клементьева, в этом году продолжались фиксация и сбор палеонтологического материала. До прошлого года фактически эти сборы ограничивались "Старым светом" – той частью пещеры, которая была известна довольно давно. Но в этом году палеонтологи смогли осмотреть только ближнюю часть "Нового света". Большая ее часть практически не обследована.
«Из Старого света проще выносить материал, собирать его можно в течение одного дня. А в этом году мы уже передвинулись в дальние части пещеры – в Новый свет, где палеонтологические материалы до сих пор никто не собирал. Фиксация всегда была на уровне топосъемки. А теперь это все подвергается тотальному фиксированию и выборочным сборам, потому что дальние части не позволяют зайти, собрать и вынести материал. Они позволяют только выборочно изымать материал и в дальнейшем его обрабатывать. То есть все это упирается в технические трудности», - поясняет палеонтолог, участник экспедиции.
Конечно же, ученые вернулись с находками, и они многочисленны. «Если мы раньше говорили о 30 особях ископаемых ботовских медведей, то сейчас смело можно сказать, что их значительно больше. В этот сезон мы собрали останки семи особей, останки еще восьми мы просто зафиксировали в плане пещерных ходов. За один год мы зафиксировали уже более десятка особей. Но их там намного больше», - говорит Алексей Клементьев.
Ботовский медведь, поясняет ученый, – ископаемый плейстоценовый вид этого животного. Он очень напоминает современного белогрудого или дальневосточного медведя. Однако некоторые отличия имеются.
«Вероятно, они находятся в каких-то родственных отношениях, но они не идентичны. Это вид медведя, который жил в Восточной Сибири, вероятно, в теплый промежуток плейстоценовой эпохи – в последние ледниковые эпохи (последние 2 миллиона лет). Каков его точный геологический возраст – сказать пока не можем. Возраст медведей может быть несколько сотен тысяч лет», - говорит Алексей Клементьев.
Примечательно, что ученые не находят там других животных плейстоценовой фауны – только медведя, что является загадкой.
По словам ученых, между Старым и Новым светом существует всего один доступный для человека проход. Пещера эта - тотальный лабиринт: перекрестки буквально на каждые два метра. Можно легко разделить судьбу того самого ботовского медведя.
«Когда мы работали в пещере без разделения на Старый/Новый свет, в очередную экспедицию нам дали задание найти выход за границы уже изведанного. Когда мы нашли единственный проход, который соединял эти две части, то нам пришло в голову одну назвать Старый свет, а другую – Новый свет, а мы все как Христофоры», - рассказывает еще один участник экспедиции, спелеолог-исследователь Владимир Фадеев.
В Новый свет пока не найдено ходов снаружи. Чтобы попасть туда, надо пройти весь Старый свет. Одно из открытий ученых – скелет рыси на западных периметрах пещеры. Там, скорей всего, должны быть новые входы с поверхности.
Условия работы и проживания ученых впечатляют. Спелеологи жили в подземном лагере на специальной базе. Чтобы добраться туда, нужен целый день. «Условия работы очень сложные, иностранцы редко на это соглашаются, добровольцев находится очень мало. Но в этом году было много иностранцев, в том числе, пять словаков. Мы пригласил их с одной конкретной целью: исследовать один труднодоступный район, на который у нас всегда не хватает времени», - говорит Александр Осинцев.
Эта пещера уникальна, отмечает ученый, второй такой в России нет. Это фантастический лабиринт, и данное строение накладывает отпечаток на всю морфологию пещеры, потому что ходы небольшие.
«Нельзя просто взять транспортный мешок и бодро идти дальше, разглядывая стены. Надо ползти, преодолевать зоны завалов, проходить узкие места. Это требует колоссальных физических затрат. Для того, чтобы жить в подземном лагере, надо принести туда все. В базе, на которой мы живем, нет воды. Поэтому даже воду мы заносим с поверхности. При этом нести можно только один мешок. Это на четыре-пять дней проживания. Два мешка пронести очень тяжело. Часть команды работала в Старом свете, часть – под землей пять дней», - рассказывает спелеолог.
Кроме того, в пещере низкие температуры - плюс 1 С. Нет света, только фонарики. Работа спелеологов-исследователей находится на грани возможного, считает ученый. «Ребята уходят в этот бесконечный ботовский космос, и здесь цена ошибки очень велика. Если там произойдет какой-то инцидент, то помощь не сможет прийти мгновенно. Только в этом году нам впервые выдали спутниковый телефон», - добавил спелеолог.
Спелеолог Валентин Ахмадышин исследовал Новый свет и подтверждает: работа трудная. «Залазить во все щели, отверстия, узости, тупики, просматривать их заново, идти с кувалдой и пикой, с лопатой, копать. В некоторых местах приходилось передвигаться на четвереньках. Зато потом открывались достаточно широкие и высокие (2,5-3 метра) ходы, где можно было спокойно заниматься работой», - отметил он.
Следующая экспедиция в Ботовскую пещеру запланирована на февраль 2019 года. Экспедиция состоится зимой, потому что именно в это время года в такую труднодоступную местность можно добраться по зимнику, летом в таком большом составе это невозможно.
«В следующую экспедицию у нас только один путь – по центру. Это как полет на Марс. К ней будем готовиться тщательно в плане безопасности», - поясняет Александр Осинцев.
Туристический поток в пещеру – самый страшный сон ученых. «Ботовские медведи пробовали организовать там туризм, и сейчас мы их скелеты находим десятками. Это в первую очередь вопрос безопасности. Это опасно. Если человек зайдет сюда и два раза повернет не в ту сторону, то найти его будет чрезвычайно сложно. Ботовская – это научный полигон, это не объект для туризма», - уверен Александр Осинцев.
Пещера находится в 90 километрах от поселка Жигалово, вниз по течению реки Лены и в восьми километрах от левого берега реки, вблизи устья реки Боты, недалеко от села Коношаново. В 1946 году вход в пещеру открыли геологи Ленской геологической партии. На данный момент она является длиннейшей пещерой в России, хотя ее подлинная длина и глубина неизвестны до сих пор – исследования продолжаются. Эта группа ученых изучает пещеру с 1994 года. Однако каждый год там открываются новые галереи, ходы, и на карту ложатся новые метры и километры пещерных ходов.
Новости науки в Сибири - в Facebook.
Новости науки в Сибири - в ВКонтакте.