Тема врачебных ошибок – грустная, тяжёлая и всегда вызывает массу споров. Конечно же врачи тоже люди и каждый человек может ошибиться, однако от их "косяков" зависит здоровье, а порой даже жизнь человека. Поэтому и наказание за тот или иной просчёт медицинского работника – особенно в случае нанесения тяжкого вреда здоровью пациента – как правило неотвратимо и весьма сурово.
Профессиональные авто- и мотогонщики по роду своей деятельности часто вынуждают врачей использовать свои навыки и умения. Порой это связано с различного рода авариями, а зачастую гонщики прибегают к врачебной помощи между соревнованиями – для того, чтобы поправить здоровье к новым стартам.
Чаще всего, с гонщиками работают лучшие и лучших медиков мира – ошибок такие специалисты как правило не совершают. Но именно что "как правило" – и на старуху бывает проруха. О двух таких случаях мы вам сегодня и расскажем – один из них завершился трагедией, а второй, к счастью, завершился "всего лишь" нанесением серьёзного вреда здоровью спортсмена…
Ронни Петерсон
"Супершвед" – так его называли в мире Формулы 1 – провёл интереснейшую карьеру. Он дебютировал в Ф1 в 1970 году и сразу в Монако – гулять так гулять! На финише Петерсон был седьмым и это не могло не привлечь внимание к 26-летнему гонщику. Следующий сезон он начал уже в качестве пилота заводской команды March и благодаря пяти финишам на второй позиции, а также третьему месту в США по итогам 1971 года Ронни стал вице-чемпионом, проиграв лишь Джеки Стюарту!
Сезон-1972 у March не задался – Петерсон стал лишь девятым, по ходу сезона только однажды финишировав на подиуме. Но Ронни не стал горевать, а подписал контракт с John Player Team Lotus, где стал товарищем по команде самому Эмерсону Фиттипальди – бразилец только-только выиграл чемпионат.
Чемпионская команда стала отличным выбором – в 1973 году швед одержал свою первую победу, а затем ещё три! Кроме того он трижды финишировал на подиуме, но из-за шести сходов не смог побороться ни за чемпионский титул, ни за звание вице-чемпиона – Петерсон завершил сезон третьим.
Сезоны 1974 и 1975 годов Lotus провалила. Новые машины никак не соответствовали уровню соперников, поэтому гонщики команды выступали на устаревающих с каждой минутой моделях 1973 года. Но даже на архаичной Lotus 72E Ронни умудрился одержать три победы – в наши дни такое невозможно себе представить!
В 1976 году терпение Петерсона лопнуло. Он проехал стартовый этап чемпионата на новой Lotus 77, после чего ушёл обратно в March. Нельзя сказать, что это сильно улучшило результаты шведа – он закончил сезон на 11 месте с одной победой.
Возможно именно поэтому Ронни решил ввязаться в авантюру – 1977 год он провёл в составе Elf Team Tyrrell, где пилотировал легендарную шестиколёсную машину с индексом P34B. Но Петерсон вновь сделал ставку не на ту лошадь – лишь один подиум и итоговое 14 место. В конце сезона швед всех удивил, вернувшись в Lotus!
Команда построила к сезону-1978 сенсационную новинку – автомобиль Lotus 79, который использовал «граунд-эффект». По ходу сезона гонщики Lotus Марио Андретти и Ронни Петерсон использовали две модели машин – старую Lotus 78 и новую «семьдесят девятую». Швед одержал по одной победе на каждой, но на новой к тому же четырежды приехал на подиум. Сезон шёл как нельзя лучше – американец и швед лидировали в чемпионате. Дело шло к двойной победе…
Гран При Италии 1978 года на трассе Монца не задался для «супершведа» с самого начала. В тренировке он «разложил» свою новенькую Lotus 79 – да так, что восстановить её во время этапа Гран При не удалось. Ронни пришлось пересесть на старую Lotus 78 – у команды было запасное шасси, которое впрочем было предназначено для более низкорослого Андретти и Петерсону было не очень-то комфортно в нём. Но ничего не поделать – ехать же как-то надо…
Цепочка событий, которая привела к трагическому финалу, началась с ошибки стартера, которого звали Джанни Рестелли – старт гонке был дан ещё до того, как последние участники встали на стартовое поле. Петерсон занял своё место в третьем ряду и остановился, а вот его соперники позади сделать это не успели и в результате у них было преимущество, что привело к уплотнению пелотона и в итоге к массовой аварии…
Риккардо Патрезе подрезал Джеймса Ханта, тот уворачиваясь врезался в Петерсона, а дальше к ним «присоединились» Витторио Брамбилла, Карлос Ройтеманн, Ханс-Йоахим Штук, Патрик Депайе, Дидье Пирони, Дерек Дейли, Клай Регаццони и Бретт Лунгер.
Машина Петерсона ударилась о защитные барьеры на высокой скорости и загорелась, после чего её выбросило обратно на трассу. Lotus горела открытым пламенем, но это не помешало Ханту, Регаццони и Депайе вытащить своего соперника из кокпита – чёрт побери, раньше гонщики точно были слеплены из другого теста!
Этот подвиг позволил спасти Ронни жизнь – он получил многочисленные переломы ног и ожоги. Но был в сознании и общался как с коллегами, так и с врачами. Опасения докторов – и их основное внимание – было приковано к Витторио Брамбилле. «Горилла из Монцы» получил удар оторвавшимся колесом прямо в голову и ещё в автомобиле впал в кому.
Легендарный Сид Уоткинс и его команда смогли добраться до пострадавших лишь спустя 20 минут после аварии и первым делом бросились спасать Брамбиллу – состояние Петерсона все расценивали, как не опасное для жизни. Кто же знал, что итальянец через год выйдет на старт всё того же Гран При Италии, а швед скончается следующим утром…
Тем временем врачи наконец-то эвакуировали гонщиков в госпиталь Нигарда, что в Милане, и приступили к лечению. Рентген показал – у Петерсона семь переломов одной и три перелома другой ноги. Тяжёлые, но действительно не смертельные травмы. После консультаций, в которых принимал участие и сам Ронни, его перевели в отделение интенсивной терапии, где хирурги могли приступить к операциям, чтобы стабилизировать положение костей. В определённый момент возникла дискуссия о том, стоит ли сразу заниматься фиксацией костей или стоит подождать, но всё-таки возобладало мнение тех, кто был за операции.
Ночью уже после оперативного вмешательства состояние шведского гонщика стало резко ухудшаться. К четырём часам утра Ронни перестал дышать самостоятельно – его подключили к ИВЛ. Но это было начало конца – в результате срочного обследования были обнаружены многочисленные закупорки в сосудах по всему телу, а также серьёзнейшие повреждения головного мозга. А позднее ЭЭГ подтвердила – функции мозга отсутствуют…
11 сентября 1978 года в 9 часов 55 минут утра врачи объявили о смерти Ронни Петерсона. Таким образом его товарищ по команде Марио Андретти досрочно завоевал титул чемпиона мира, но вместо празднования американец вместе с коллегами-соперниками оплакивал своего товарища…
Ронни Петерсон по итогам сезона стал вице-чемпионом посмертно.
По мнению большинства специалистов причиной жировой эмболии стали поспешные и неаккуратные операции, которые провели итальянские хирурги. Возможно, что более консервативный и спокойный подход не привёл бы к столь печальному итогу.
Сергей Злобин
Из конца 80-х годов прошлого века перенесёмся в наши дни – времена идут, а ситуации повторяются: врачи допускают ошибки при операциях, гонщики оказываются на грани жизни и смерти…
На этот раз плановая и совершенно безобидная косметическая операция едва не стоила жизни российскому гонщику Сергею Злобину. К счастью он остался жив – пусть и не совсем здоров – и теперь может сам рассказать о том, что с ним произошло.
Российский гонщик добился успехов в самых разных сериях – самыми громкими из которых стали победа в чемпионата мира по автогонкам на выносливость в классе LMP2 и Европейской серии Ле-Ман в классе LMGTE. Кроме того Сергей Злобин был первым россиянином севшим за руль автомобиля Формулы 1 – об этом я уже рассказывал в статье на своём канале в Дзен.
Сергей принял решение завершить свою гоночную карьеру, проехав в 2020 году в год своего 50-летия легендарную американскую гонку «500 миль Индианаполиса». Великолепный и очень красивый способ для гонщика уйти на пенсию, не так ли?
Но пятисотмильная гонка по овалу это колоссальное испытание для организма человека, поэтому в преддверии «Инди 500» Злобин решил привести себя в идеальную спортивную форму и поправить здоровье – как говорится, починить себе нос, горло, пазухи и перегородку.
О том, что случилось дальше Сергей рассказал мне во время нашей с ним встречи. Далее – прямая речь…
«Что случилось? Врач чуть-чуть ошибся при операции. Это случилось в госпитале на Яузе. Некий доктор Андрей Кузьмич Боклин посмотрел мой нос, назначил определённые анализы которые я сделал, после чего он меня прооперировал.
На третий день после операции дома открылось сильное кровотечение. Я вызвал такси, позвонил врачу и сказал что мне плохо. На что доктор ответил, что к нему мне ехать не нужно ни в коем случае и отправил меня в "скорую". Хорошо, что Боткинская больница была рядом и таксист сообразил, что меня нужно срочно везти туда.
В результате когда я оказался в реанимации в Боткинской больнице у меня было два литра крови в лёгких, два литра в желудке, а ещё два наверное осталось на земле…
Боткинские врачи меня буквально спасли. Спасибо врачу Надежде Алексеевне – она меня прооперировала. Я провёл два дня на аппарате ИВЛ, у меня останавливалось сердце – я в буквальном смысле умер!
Теперь мне предстоит долгий процесс восстановления. Мне пришлось прервать свой подготовительный процесс к гонке, поэтому мне приходится тренироваться в усиленном режиме.
Самое главное – под сомнение была поставлена сама возможность участия в «Инди 500», так как после всего случившегося кардиолог сказал мне, что мне нужно не только забыть о гонках – я больше даже ходить не смогу!
Но меня во всей этой ситуации волнует поведение доктора, который делал мне операцию. У меня есть определённые обязательства перед спонсорами, с которыми я договаривался на поддержку моего выступления в «Инди 500». И теперь встаёт вопрос – если что-то произойдёт по причине моего ухудшившегося здоровья, кто понесёт ответственность? Кто вообще несёт ответственность за врачебную ошибку?
У меня было предложение на 2018 год выехать в категории PRO-AM серии WEC за хорошие деньги на Ferrari. В результате я конечно же никуда не поехал. Моя первая тренировка на боксёрском ринге, которую я решил провести в июле 2017 года, продлилась четыре минуты, после чего я понял, что не готов.
Вчера мне удалось отстоять 12 раундов по 3 минуты. Не сказать, что было легко, но уже намного лучше. Тренировки сейчас у меня складываются так: час разминки (настольный теннис или беговая дорожка), час бокса. До третьего часа непрерывной работы я себя еще не довёл, но у меня есть на это два года.
Передо мной стоит задача вогнать себя в режим трёхчасовой непрерывной работы. Для обыкновенного человека это может и нормальная форма, но для профессионального спортсмена пока недостаточно.
Год для меня потерян. Мы не приняли контракт, но не могли сказать причину, потому что если ты только обозначишь что у тебя проблемы со здоровьем – ты никуда не поедешь. Сейчас мы пытаемся понять сколько мы потеряли из-за этой операции, чтобы потом уже обращаться в суд, но меня поражает, что до сих пор никто из клиники на Яузе со мной не связался и хотя бы не предложил вернуть деньги за операцию, которая чуть не стоила мне жизни!
Я не удивлюсь, что по документам я у них уже и не числюсь как тот, кто пользовался их услугами, так что все выписки храню. Врач, делавший операцию работает там до сих пор – он является заведующим отделением, но репутационные риски они точно должны понести. Сейчас мы думаем о том, как поступить – обратиться в суд и сделать из этого скандал, либо всё оставить как есть. Но в таком случае пострадать могут другие люди, которые туда обратятся и не факт, что кто-то успеет вызвать такси, как успел сделать я…»
Тема врачебных ошибок – грустная, тяжёлая и всегда вызывает массу споров. В случае с Ронни Петерсоном – перспективным гонщиком, чья жизнь оборвалась из-за ошибок хирургов-травматологов – наказание за ошибки так никто и не понёс. Сергей Злобин намерен бороться с хирургом, едва не залечившим его до смерти. Остаётся надеяться, что список гонщиков, чьи жизнь и здоровье пострадали из-за недобросовестных докторов, не будет пополняться!