Проснувшись в номерах санатория "Актай", частично расположенного в зданиях бывшего Актайского скита, мы наскоро перекусили, загрузили вещи в машину и отправились смотреть то, что не успели вчера
Небольшой и симпатичный Актайский скит, расположенный на берегу водохранилища, когда-то включал в себя территорию санатория.
От скита по пути мы заехали на Верхотурскую ГЭС и уже оттуда наконец-то достигли города
Главна площадь в конце 80-х была неухоженным пыльным пустырем, несмотря на соседство с Верхотурским кремлем. Сейчас ситуация поменялась. Пустырь уделан под фигурный камень, а в центре поставлен знак к 400-летию города с двуглавым орлом и упоминанием бывшего губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя, под чутким руководством которого начата программа возрождения Верхотурья. Это дает нам полагать, что со времен Федора Иоанновича самый маленькй и самый старый город Свердловской области приходил в упадок, пока не пришел проворный немец.
Троицкий собор (бывшее здание архива), 1703-1712 годов постройки, ничуть не изменился - все так же сияют золотом чудесные ажурные кресты. С 1959 года храм находится под охраной ЮНЕСКО. На колокольню в этот раз мы не стали подниматься, хотя это можно сделать за денежку. Жалко что у меня не сохранились слайды 1989 года собора и города, сделанные с этой колокольни.
Видеопанорама Верхутурского кремля изнутри Снежаны Карпович
Последние годы кремль во всю отстраивается (реставрацией тут и не пахнет), причем явно не по заветам Федора Иоанновича, а так, чтобы побогачеда по дороже было. Про это я еще напишу.
На этом фото четко видно как происходит имитация оригинального фундамента порохового погреба: заливается бетонный фундамент, на уровне современной поверхности он обкладывается бутовым камнем, а внутреннее пространство собирается в один кирпич. Дешево и сердито. Что-то мне подсказывает, что вентиляционной галереей просто пренебрегли.
Рядом ковыряются археологи. Зачем не понятно - все равно построят так как видит заказчик и стройкомплекс. Кстати, до наших дней сохранилась, единственная напольная стена Верхотурского кремля, ее можно посмотреть на фото выше, по обоим сторонам Троицкого собора. В 1989 году я дней десять принимал участие в раскопках угловой башни кремля, что на предыдущем фото. Тогда от нее была найдена только кладка нижней части фундамента, уложенного на плахи из лиственницы. Нынешний фундамент башни имеет мало общего с оригинальным, равно как и ее внешний вид. Интересно, что в указе Федора Иоанновича (на памятнике посереди городской площади) предписывается возвести только три крепостные стены, а "от реки, от Туры велели поставить хоромы в стену, воеводские..., а городовые стены не ставити". На деле же хоромы были возведены вместо южной стены, а обращенная к реке стена сейчас восстановлена в "первозданном виде" с нуля. Ее видно за раскопом.
Подвесной мост через реку Тура стал первым объектом, восстановленным в рамках областной целевой программы «Духовный центр Урала». Церемония его торжественного открытия состоялась 16 ноября 2011 г. Полная реконструкция подвесного моста, соединяющего центральную и заречную части Верхотурья, обошлась в 5 (!!!) миллионов рублей. На эти средства обустроены новый настил, железные опоры, страховочная сетка. В будущем над спуском к мосту будет достроена галерея, чтобы предохранить ступени от наледи. Сохранность моста будет обеспечивать система видеонаблюдения. Источник
18 апреля 2016 г. мост был разрушен во время паводка. Система видеонаблюдения не помогла. Всему виной оказалась новая конструкция моста с защитными сетками, которые задерживали лед и бревна. Такого "усовершенствования" немецкий инженер Ланге и в страшном сне придумать не мог, зато смогли современные инженеры.
В Интеренете есть видео как местные жители с помощью кусачек, рискуя жизнью, пытаются снять сетку, чтобы спасти мост, но их попытка не увенчалась успехом.
Проникаем на запретную территорию и осматриваем расположенный рядом с музеем трактор СТЗ-15/30 - детище первых пятилеток. Оба объекта вынесены в один отдельный репортаж
Въезжаем в старую часть города с деревянной застройкой. Сразу замечаем верхотурское своеобразие в установке дорожных знаков. на каждом перекресте установлено по четыре знака 1.6 - пересечение равнозначных дорог. Зачем? Ведь и так понятно. Или это позволяет сделать город более туристически привлекательным?
Тут у нас произошла занятная история с машиной. Настало время заправляться и зная, что на все Верхотурье всего две заправки, мы выбрали наименее беспонтовую где-то по дороге к этой стеле. Как оказалось зря. Машина не побежала... Об обгоне даже и не могло быть речи. Не знаю что за бензин нам залили вместо 95-го, но до Нижнего Тагила мы с трудом тащились со скоростью 80-90 км/час и дважды разбавляли его 98-м, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Уже потом, я где-то на форумах прочитал, что ни в коем случае нельзя заправляться в Верхотурье - там самый паленый в Свердловской области бензин. Честно скажу, я не думал, что он на столько паленый...
Кушва возникла подобно многим другим уральским городам как центр горнорудной промышленности. В мае 1735 года Семен Ярцев подал заявку на месторождение железной руды в версте от реки Кушвы. А уже в сентябре 1735 г. В. Н. Татищев прибывает в районе месторождения. Железной горе дано имя — Благодать. Утверждены места для строительства Кушвинского и Верхнетуринского заводов. С 1754 по 1763 заводами и горой владел граф П.И. Шувалов. В 1935 году на Кушвинском заводе впервые освоена выплавка чугуна из ванадиевых руд. В 1985 году город награжден орденом "Знак почета"
Видео разработок железнорудного месторождения и видов на Кушву
А вот и наше жилье на ближайшие три дня в Нижнем Тагиле. Здесь мы все и встретились вечером. Уставшие, но довольные
Продолжение следует...
Репортаж четвертого дня был здесь
Фотографии Дмитрия Шелехова, Снежаны Карпович и мои
Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#Урал #Верхотурье #Монастыри #Храмы #Кушва