Первый и самый главный способ зацепить читателя для СМИ - заголовок. На «заги» клюют раньше, чем увидят текст. Однако значительная часть заголовков пишутся не для вас, дорогие читатели.
Их главные потребители - роботы - алгоритмы новостных агрегаторов (например, Яндекс.Новостей, которые приносят в среднем от 20% до 30% медиа-трафика). Маркером яндекс-заголовков выступают слова-уродцы.
Рождаются они из стремления делать короткие заголовки - во многих СМИшных «талмудах» есть требование к их длине - до 70-80 знаков (а кое-где технически невозможно делать «заги» больше). «74» - магическая цифра, которая, по древнему поверью, гарантирует попадание в сюжет Яндекс.Новостей. Возможно, агрегатор давно поменял свой алгоритм, но в «74» новостники верят так же истово, как католики в Святую Троицу.
Второе непременное требование к Яндекс-заголовку - локальная привязка. Чтобы попасть в региональную страницу новостей даже местный сайт обязан обозначить этот регион отдельным словом. Проблема в том, что оно сжирает драгоценные знаки (например, в слове «воронежский» - 11 букв). Поэтому остальные слова должны быть совсем короткими.
Одно из слов-уродцев, которые почти всегда пишутся «для Яндекса», - автоледи (всего восемь букв!). В разговорной речи и неновостных текстах оно почти никогда не употребляется. Национальный корпус русского языка впервые фиксирует его в 2002 году в газете «Комсомольская правда». Тогда это был безобидный брендинг конкурса красоты. В эру интернет-новостей его популярность растет взрывными темпами. В день в Я.Новостях может быть несколько десятков разных сюжетов с «автоледи».
Еще одна знаковая конструкция-урод - «под [городом]». Сколько на самом деле километров от места события до региональной столицы, значения не имеет, «локальная привязка» все стерпит, ведь «под Воронежем» на целых семь знаков короче, чем «в Воронежской области».
Так что, если вам вдруг захотелось открыть новость под заголовком, в котором есть изуродованное и непривычное для повседневной речи слово и конструкция типа «под [городом]», подумайте. Как минимум, при написании заголовка автор текста думал не о вас.
============
Еще кое-что о боевой магии СМИ - в телеграм-канале https://t.me/stopchaos