Есть всего две причины, по которым ребенок может вести себя так, что хочется сбежать на другой континент. И вернуться, когда он утихомирится или вырастет.
Причина первая — вашему ребенку сейчас плохо. Физически, морально или все вместе. Тогда ор, топот и слезы — это просьба вернуть ему хорошее самочувствие. Рев номер один — хочу пить, устал, ножки болят.
Причина вторая — манипуляции взрослыми, проверка границ: можно ли получить больше? Можно ли подвинуть взрослое «нет», чтобы стало «да»? Рев номер два — хочу сникерс, без которого, в принципе, мир не перевернется, но что, если заорать погромче? Вдруг тогда мама внепланово его купит?
Что не так?
Понять, в чем у ребенка проблема, вам будет легко, если вы научитесь на истерику не реагировать раздражением и бешенством: «Опять! Сколько можно орать?!» Да, порой плач по каждому поводу, топот ногами и истерика в супермаркете надоедает, в особенности, если родители годами не справляются с этой манипуляцией в силу простой причины: их сам никто не учил. Если родитель знает, что от попыток манипулировать и плохо себя вести можно только строгим соблюдением правил, у него есть навык и все шансы свести к минимуму попытки шантажа.
А если манипуляция исключена и видно, что ребенок вне себя, можно сделать довольно оперативный вывод: есть явный дискомфорт, который причиняет ребенку страдания. Чтобы в них разобраться и устранить проблему, маме нужно, в первую очередь, самой успокоиться, настроиться на конструктивное общение и выяснить, что именно беспокоит детку.
Если ребенок плачет, ему плохо. Что может быть плохого? Все, что угодно — не справляется, не чувствует любви, ощущает себя недостойным. В список проблем, вызывающих тяжелые переживания и громкую истерику, может войти совершенно обыденное для взрослого человека событие, например, упало мороженое.
Это мама может спокойно достать кошелек, дойти до киоска и купить себе новое. А у ребенка мороженое, которое было в руках и вдруг упало — это единственный доступный ресурс. И логической цепочки кошелек-киоск-новое эскимо в голове нет. Мороженого в руках тоже больше нет. Всё, трагедия. Если мама при этом еще гаркнула: «Вот растяпа!» — может считать миссию по нанесению психологической травмы выполненной на 100%.
Бытовые мелочи детей пугают, расстраивают и заставляют невероятно переживать. Происходит это из-за того, что решения проблемы в голове нет, есть только сама проблема, и она кажется трагедией в силу растерянности и непонимания, как дальше жить. Ваша родительская задача — понять, что ребенка расстроило, и предложить решение.
Потому что лет в двадцать-тридцать взрослому уже человеку будет неважно, что там произошло с мороженым или с новой блузкой, на которую в первые пять минут ношения довелось посадить огромное пятно. Но будет важно, как мама на это отреагировала. Важно, любила ли мама, было ли ее отношение конструктивным, была ли она всегда на стороне своего ребенка и помогала ли справляться с переживаниями, уменьшать эту боль, помогала сыну или дочери почувствовать защищенность и способность решить все проблемы.
Если ребенку плохо
Полезно спросить себя, как помочь? Как подсказать сыну или дочери решение проблемы? Как показать ваше «я люблю тебя любым»? Как поддержать в тяжелом переживании, которое взрослому кажется чем-то обыденным, пройденным сто раз? А для маленького человека каждое переживание — первое, сложное, не имеющее пока разумного решения.
И сложностей в детстве и в подростковом возрасте море: гормональная перестройка, новый садик или школа, болезнь, потеря друга, первая любовь, плохая учительница с дурацкими придирками. Все это с высоты взрослого опыта видится неважным, глупым. Хочется отмахнуться в раздражении: «Не приставай ко мне с ерундой!»
И именно этого нельзя делать, потому что для развивающейся личности эти проблемы — не ерунда. Это опыт реагирования, поиск решений, который нарабатывается годами. И родительская поддержка как никогда важна. От родителей требуется немногое — показать ребенку, что он важен и значим, вы его в любом случае любите. Не нужно даже бросаться решать детские проблемы, достаточно просто обнять, поговорить, может, подурачиться вместе.
Пятнадцать минут побыть рядом — вместо того, чтобы целый день ругаться и дуться друг на друга в обиде. Так дети постепенно привыкнут к мысли, что все проходит, и эта беда тоже пройдет и забудется, но сейчас ее есть с кем разделить — с мамой.
Больше статей о воспитании и обучении детей - на сайте Ольги Юрковской stressa.net