— Здесь всегда пора пить чай. Мы не успеваем даже посуду вымыть!
— И просто пересаживаетесь, да? — догадалась Алиса.
— Совершенно верно, — сказал Болванщик. — Выпьем чашку и пересядем к следующей.
— А когда дойдете до конца, тогда что? — рискнула спросить Алиса.
Если у вас есть сайт, в структуре которого давно пора навести порядок, изучите наш опыт изменения адресов страниц статейного раздела сайта intervolga.ru.
Мы начали вести блог в далеком 2007 году. Сейчас в нем около 300 статей, число растет. Стараемся выдерживать темп 6 — 8 статей в месяц.
Первые несколько лет мы не делали рубрикацию и размещали статьи единым списком.
С развитием компании и блога ввели рубрики: Проекты, Мысли, Жизнь, КаПли (для статей о Корпоративном Портале с адресом /drops/ естественно ;). Отделили статьи о веб-проектах от статей о семинарах и новых технологиях. Были «лихие нулевые», писали обо всем без разбора.
Впоследствии появились разделы Подкаст (для видео), Брендинг, Битрикс24 и Интернет-маркетинг для соответствующих подразделений. Появилось ощущение, что если блог распечатать (с комментариями), хватит на маленькую библиотеку с картотекой. Для уменьшения энтропии и наведения порядка решили уменьшить число рубрик и оптимизировать адреса категорий.
Цена ошибки была высока. Одно неверное движение, и сайт лишится нескольких тысяч пользователей в месяц — всех, кто переходит в блог из поисковых систем.
Кроме оптимизации адресов мы решали проблему аналитики трафика по разделам блога. Мы хотели получить ответ на вопрос — какие темы статей наиболее востребованы. Какие материалы добавить в другие рубрики, чтобы они стали интересными?
Все статьи блога хранятся с URL-ами вида: /blog/<название категории>/<название статьи>/
Наша задача — изменить у некоторых статей название категории так, чтобы не потерять поисковый трафик.
Для решения задачи нам потребовались:
- аналитик для исследования трафика и составления таблицы редиректов;
- веб-разработчик для настройки перенаправлений.
Важно не рубить с плеча и подойти к задаче ответственно — в случае неудачи вы рискуете посещаемостью сайта!
Подготовка страниц для 301 редиректов
Для этой задачи правильно использовать «Постоянное внутрихостовое перенаправление» — 301 редирект. Подобное перенаправление пригодится в случаях, когда вы меняете адреса страниц, протокол (http на https) или переезжаете на новый домен. Прочие виды перенаправлений (302, 303, 307) в практике почти не используются. Радует, что Яндекс и Google в этом вопросе солидарны, советы по настройке редиректов не отличаются.
Для удобства работы мы воспользовались стандартным инструментов экспорта элементов из инфоблока и получили таблицу.
Столбец Посещаемость собирали из отдельной таблицы, добытой из Яндекс.Метрики. Думали, пригодится для оценки “важности” статьи. В итоге решили не использовать и изменили часть популярных URL-ов.
В таблицу добавили колонки «Новый раздел» и «Символьный код нового раздела», а также «Новый URL» и «Redirect 301». Работа заключалась в том, чтобы назначить статье «Новый раздел», остальные данные получали автоматически на основе формул. После окончания составления таблицы останется только скопировать столбец с редиректами и вставить в файл .htaccess на сервере.
Столбец «Совпадение» необходим, чтобы исключить редирект «сам на себя» для статей, которые сохранили адрес.
Работа по изменению категорий в таблице и на сайте заняла несколько часов. Каждую статью пришлось открыть, прочитать наискосок и определить новую категорию. Работа оправдала себя, мы получили дополнительную пользу в виде:
- Нашли несколько статей без полезной информации и безжалостно удалили. Редирект в таких случаях ставили на категорию.
- Нашли несколько дублей и в одном случае три статьи (!) об одном и том же. В этом случае оставили самую интересную, остальные перенаправляли на нее.
- Нашли новую проблему — вакханалия в тегах (служебное поле 1С-Битрикс), которые каждый автор ставит как заблагорассудится, привела к тому, что на сайте появились сотни страниц типа “Поиск по тегу”. В ближайшее время запланирована оптимизация тегов статей.
Важно понимать, что подготовительную работу в таблице можно делать сколько угодно долго, но замену адресов и настройку редиректов на сайте лучше выполнять одним днем и быстро. Это позволит сократить потери поискового трафика.
Теперь мы можем сравнивать трафик по направлениям и делать выводы:
Настройка редиректов в Битрикс
Сайты на платформе 1С-Битрикс работают на веб-сервере Apache. Редиректы нужно прописывать в специальном файле .htaccess. Файл должен находиться строго в корне сайта и иметь точку в названии.
Так как выполняем внутренние редиректы (не меняем домен), записи будут вне других инструкций в виде:
Redirect 301 /blog/likbez/information-to-be-published/ /blog/projects/information-to-be-published/
Пример:
Для редиректов типа межхостовое перенаправление (другой домен, протокол, редирект на www) в Битриксе инструкции нужно писать в это место файла .htaccess:
<IfModule mod_rewrite.c>
Options +FollowSymLinks
RewriteEngine On
#
#Редиректы
#
</IfModule>
Для настройки редиректов нельзя использовать админку, используйте только FTP-клиент. Рекомендуем настроить один-два перенаправления, тщательно проверить поведение на www- и без-www домене. Только после этого настраивать весь список.
Передаем страницы на переобход для поискового робота
Последний шаг — сообщить поисковым роботам о том, что вы поменяли адреса страниц. Для этого сделали следующее:
- создали новую карту сайта sitemap.xml (Битрикс умеет автоматически);
- отправили карту сайта на переобход в Яндекс и Google с помощью Инструментов для вебмастеров.
Изменение поискового трафика
Поисковый трафик составляет 90% посетителей нашего блога. Мы боялись на длительное время потерять посетителей. Опасения не оправдались. Результат:
- Мы сохранили трафик из Google. Поисковик мгновенно все переиндексировал и уже через пару дней показывал в выдаче новые адреса.
- Мы в течение 1 недели наблюдали потери трафика из Яндекса. Так как большую часть читателей в наш блог приводит Google, на общую картину Яндекс повлиял минимально — за неделю потеряли чуть меньше 20% поискового трафика на страницы блога.
- Еще через неделю трафик из Яндекса вернулся в норму.
Если вы постоянно обновляете сайт, активно пишете статьи и выкладываете материалы, рано или поздно вы столкнетесь с похожей проблемой. Важно действовать по инструкции и в сжатые сроки. Если стремитесь сделать сайт лучше, поисковики всегда поддержат вас!
В нашей команде есть как специалисты-аналитики для исследования трафика из поисковых систем, так и веб-разработчики. Если вам требуется изменить структуру сайта, обращайтесь.