В советском кино было так: перед тем, как начать снимать фильм, режиссёры обязательно проводили фото- и кинопробы актёров на предлагаемые роли. Сначала актёру было нужно "сыграть" на фото, максимально влиться в образ без слов и движений — согласитесь, непростая задача. Уже на этом этапе режиссёры и худсоветы киностудий принимали решение: соответствует ли актёр поставленной задаче, вливается ли в картину. На одну роль пробовались десятки, а иногда и сотни кандидатов, которых мы сегодня не можем представить в известных нам ролях.
«Кавказская пленница»
Известно, что будущую Нину Леонид Гайдай выбирал из большого числа претенденток: пробовал и профессиональных актрис, и студенток театральных институтов, и даже девушек, ранее с кино не связанных. Благодаря такому широкому кругу поисков роль получила не популярная киноактриса, а цирковая артистка — Наталья Варлей. Однако конкуренция у неё была — смотрите сами.
На роль пробовалась и Наталья Селезнёва, ранее уже сыгравшая хорошую девочку Лиду, в которую влюбился Шурик, в фильме "Операция "Ы", а позже — жену инженера Тимофеева в "Иване Васильевиче..." Согласитесь, такое постоянство Шурика в выборе спутницы жизни было бы забавным.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Фильм не задумывался как логическое продолжение историй о Шурике: у него, как мы помним, был первоисточник — одноимённая пьеса Михаила Булгакова. И на главную роль — инженера Тимофеева — тоже проводились пробы. К сожалению, удалось отыскать только одну из них с участием Олега Видова.
Однако Гайдай не смог удержаться от возможности представить зрителям повзрослевшего Шурика и всё же пригласил участвовать в фильме Александра Демьяненко. Даже имя герою пришлось изменить: в булгаковской пьесе его звали Николаем, а в фильме — Александром Сергеевичем.
С царём (и одновременно управдомом) пришлось помучиться: нужен был актёр, который смог бы идеально сыграть и мямлю-подкаблучника, и сурового Ивана Грозного.
Как мы знаем, эти роли блистательно сыграл Юрий Яковлев.
Были пробы и на роль домушника Жоржа Милославского:
А вот как выбирали царицу-скромницу Марфу Васильевну:
Эта роль досталась Нине Масловой: её Гайдай посчитал "более выразительной". Кстати, сам Леонид Иович предлагал эту роль супруге Нине Гребешковой, но она отказалась.
«Покровские ворота»
Олег Меньшиков не сразу стал Костиком: до него на эту роль пробовались:
Пробовался и Кирилл Козаков, сын режиссёра Михаила Козакова. Это было вполне логично, ведь сам он сыграл в этом фильме повзрослевшего Костика, грустно взирающего на разрушение дома, где прошла его молодость. Но, наверное, талант Меньшикова оказался важнее родственных связей.
«Гусарская баллада»
Непростая выдалась задача режиссёру Рязанову: найти такую девочку, чтобы органично смотрелась в роли девочки, выдающей себя за мальчика. Лариса Голубкина справилась блестяще. А вот кто пробовался:
Высоцкий в образе Сирано де Бержерака
Такой фильм планировал снять Рязанов, но не вышло. А пробы остались.
***
Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!