Найти тему
Наше кино

Несыгранные роли: редкие актёрские фотопробы

Оглавление

В советском кино было так: перед тем, как начать снимать фильм, режиссёры обязательно проводили фото- и кинопробы актёров на предлагаемые роли. Сначала актёру было нужно "сыграть" на фото, максимально влиться в образ без слов и движений — согласитесь, непростая задача. Уже на этом этапе режиссёры и худсоветы киностудий принимали решение: соответствует ли актёр поставленной задаче, вливается ли в картину. На одну роль пробовались десятки, а иногда и сотни кандидатов, которых мы сегодня не можем представить в известных нам ролях.

«Кавказская пленница»

Известно, что будущую Нину Леонид Гайдай выбирал из большого числа претенденток: пробовал и профессиональных актрис, и студенток театральных институтов, и даже девушек, ранее с кино не связанных. Благодаря такому широкому кругу поисков роль получила не популярная киноактриса, а цирковая артистка — Наталья Варлей. Однако конкуренция у неё была — смотрите сами.

Марианна Вертинская
Марианна Вертинская
Наталья Кустинская
Наталья Кустинская

На роль пробовалась и Наталья Селезнёва, ранее уже сыгравшая хорошую девочку Лиду, в которую влюбился Шурик, в фильме "Операция "Ы", а позже — жену инженера Тимофеева в "Иване Васильевиче..." Согласитесь, такое постоянство Шурика в выборе спутницы жизни было бы забавным.

Наталья Селезнёва
Наталья Селезнёва

«Иван Васильевич меняет профессию»

Фильм не задумывался как логическое продолжение историй о Шурике: у него, как мы помним, был первоисточник — одноимённая пьеса Михаила Булгакова. И на главную роль — инженера Тимофеева — тоже проводились пробы. К сожалению, удалось отыскать только одну из них с участием Олега Видова.

Олег Видов
Олег Видов

Однако Гайдай не смог удержаться от возможности представить зрителям повзрослевшего Шурика и всё же пригласил участвовать в фильме Александра Демьяненко. Даже имя герою пришлось изменить: в булгаковской пьесе его звали Николаем, а в фильме — Александром Сергеевичем.

С царём (и одновременно управдомом) пришлось помучиться: нужен был актёр, который смог бы идеально сыграть и мямлю-подкаблучника, и сурового Ивана Грозного.

Евгений Лебедев, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев
Евгений Лебедев, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев

Как мы знаем, эти роли блистательно сыграл Юрий Яковлев.

Были пробы и на роль домушника Жоржа Милославского:

Андрей Миронов, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлёв
Андрей Миронов, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлёв

А вот как выбирали царицу-скромницу Марфу Васильевну:

Наталья Гундарева, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва
Наталья Гундарева, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва

Эта роль досталась Нине Масловой: её Гайдай посчитал "более выразительной". Кстати, сам Леонид Иович предлагал эту роль супруге Нине Гребешковой, но она отказалась.

«Покровские ворота»

Олег Меньшиков не сразу стал Костиком: до него на эту роль пробовались:

Сергей Колтаков
Сергей Колтаков

Андрей Ургант
Андрей Ургант

Пробовался и Кирилл Козаков, сын режиссёра Михаила Козакова. Это было вполне логично, ведь сам он сыграл в этом фильме повзрослевшего Костика, грустно взирающего на разрушение дома, где прошла его молодость. Но, наверное, талант Меньшикова оказался важнее родственных связей.

Кирилл Козаков
Кирилл Козаков

«Гусарская баллада»

Непростая выдалась задача режиссёру Рязанову: найти такую девочку, чтобы органично смотрелась в роли девочки, выдающей себя за мальчика. Лариса Голубкина справилась блестяще. А вот кто пробовался:

Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Валентина Малявина
Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Валентина Малявина

Высоцкий в образе Сирано де Бержерака

Такой фильм планировал снять Рязанов, но не вышло. А пробы остались.

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

***

Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!