Найти тему
Softline

Intel: образовательные инициативы

Корпорация Intel сотрудничает с российской академической средой вот уже 20 лет, и эта деятельность непосредственно связана с научно-техническим прогрессом. В других странах не так много примеров подобного взаимодействия – этим российское представительство Intel выделяется среди прочих. Рассказывают Игорь Лопатин, руководитель группы по разработке ПО, координатор академических программ Intel в России, и Иван Кузьмин, руководитель отдела численных методов, координатор программы рекрутинга Intel в России.

— Чем различаются и чем схожи образовательные программы Intel в России и других странах?

Игорь Лопатин: Академические программы в России развиваются с учетом нашей локальной специфики и отличаются от того, что Intel делает в мире. Но вместе с этим мы стараемся брать самое лучшее из опыта в Соединенных Штатах и Европе. Сейчас в России действует глобальная программа поддержки студентов, занимающихся технологиями ИИ, – одно из направлений Intel Nervana AI Academy. Вместе с ней проводятся разработанные российским подразделением студенческие курсы, наша ежегодная «Летняя школа» – уникальные для Intel практики, которыми интересуются и европейские коллеги. Грамотные и умные выпускники и студенты – неотъемлемая часть всей нашей большой работы, усилий по развитию инноваций. Кто-то должен двигать эти технологии дальше, уметь пользоваться ими, поэтому Intel развивает сотрудничество с высшими учебными заведениями по всему миру и в России.

— Какие школы работают с Intel в рамках образовательных программ? В каком возрасте дети начинают интересоваться техническим творчеством? Какое оборудование есть на уроках? 

Иван Кузьмин: У Intel долгое время развивалась программа «Обучение для будущего», с помощью которой большое количество учителей изучили возможности современных информационно-коммуникационных технологий в образовании и их роль в развитии у школьников навыков ХХI века. В рамках инициативы было обучено более 850 тыс. учителей, работников вузов, преподавателей и студентов. Сегодня мы продолжаем наше общение со школьниками, рассказывая им о профессиях будущего, об искусственном интеллекте, автономных автомобилях, создании современных видео, игр, мультфильмов. О том, чем занимаются современные программисты, и как они в будущем смогут повлиять на окружающий мир, выбрав эту профессию.

Игорь Лопатин: Сейчас обучение в школах техническим навыкам начинается очень рано, уже с начальной школы: развиваются классы робототехники, программирования, также существует целый набор внешкольных курсов, на которые дети могут ходить с первого класса или с дошкольного возраста. Для тех родителей, которые интересуются этой темой, выбор очень широк. Не только информатика, но и такие предметы, как русский язык или литература, тоже становятся более интерактивными.

— Каким образом студенту можно поучаствовать в университетских программах Intel? Сколько студентов учатся каждый год? Чем конкретно им приходится заниматься, и как это выглядит на деле? 

Игорь Лопатин: В наших основных образовательных инициативах – курсы «Дельта» и «Летняя школа» – каждый год участвует более 200 студентов со всей России. В лекционную часть входят теоретические основы по различным областям – высокопроизводительные вычисления, машинное обучение, Интернет вещей, компьютерное зрение. В практическую часть входят лабораторные работы, которые студенты должны сделать самостоятельно и пройти тестовую проверку, а также совместные занятия с преподавателями. Кстати, наши преподаватели – это добровольцы из числа сотрудников Intel!

— Как возникла идея брать студентов в проекты Intel? Кто такие амбассадоры? 

Иван Кузьмин: У нас есть программы исключительно обучающие, есть программы, связанные с долгосрочной или краткосрочной интернатурой, которая носит название «Летней школы». В рамках последней программы у студентов есть отличная возможность не просто узнать о компании, а оказаться внутри проекта и посмотреть, как непосредственно происходит процесс разработки. Ведь в современном мире важно быть не только хорошим программистом, но зачастую и хорошим командным игроком. Для этого студент работает над реальными проектами, благодаря чему он глубже понимает, как устроена работа в такой большой компании, как Intel. Опыт организации работы в конкретном проекте всегда пригодится и в жизни, и в дальнейшем трудоустройстве. Многие студенты, прошедшие наши программы, приходят и в Intel уже в качестве полноценных сотрудников.

Игорь Лопатин: Что касается результатов, то, например, один из наших студентов разработал набор алгоритмов, после чего часть его работы была оформлена как заявка на патент. А в этом году наши «летние» школьники помогли улучшить использование нашей библиотеки для разработчиков Intel DAAL (Intel Data Analytics Acceleration Library). Сама же академическая программа состоит в том, что мы на индивидуальной основе взаимодействуем со студентами-амбассадорами программы Intel Nervana AI Academy, даем им доступ к необходимым ресурсам, организуем мероприятия, где они могут поучаствовать и поделиться результатами своих работ, а также посоветоваться со своими коллегами по всему миру. Представителем России в глобальной программе поддержки студентов, изучающих технологии ИИ, в этом году стала студентка факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Мария Каглинская. Она занималась задачами, связанными с созданием и тренировкой нейронной сети, которая помогала бы ученым посчитать морских котиков, распознавая их на фотографиях, сделанных на побережьях. Речь идет о десятках тысяч морских котиков, и с помощью нейронных сетей удалось эффективно определить количество животных на фотографиях.

— Чему как преподаватели вы сами научились у своих учеников? 

Иван Кузьмин: Со студентами очень интересно общаться, поскольку у них всегда есть новый интересный и иногда необычный взгляд на вещи. Большинство студентов – люди очень любознательные, они ищут знаний во многих областях, начиная от робототехники и заканчивая вещами, связанными с нейронными сетями, математическими операциями. От них мы узнаем о многих направлениях и тенденциях, на которые нам тоже стоило бы взглянуть.

Игорь Лопатин : Я с Иваном соглашусь. Взаимодействие, общение со студентами приносит тебе новый взгляд на мир. Приходят люди, которые смотрят на все с новой стороны, и это помогает развиваться и нам, и им!