Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Из днища машинного отделения судна забил фонтан

С грузом более 3000 тонн зерна мы приближались к выходу из Мраморного моря в пролив Дарданеллы. Уже вечер наступил, когда в машинном отделении забил фонтан из забортной воды.

В прошлый раз я рассказывал и показывал, как примерно устроен корпус судна и как борются с течью в балластной цистерне.

В машинном отделении дно тоже как бы двойное, но там это пространство используется для устройства топливных цистерн, масляных цистерн, цистерн для отработанного масла отдельно, топливных протечек отдельно и много чего еще. И только под фундаментами двигателей никаких цистерн нет, только днище, оно и понятно, эту тушу на крышку цистерны не поставишь.

А в машине у нас постоянные протечки - сочится помаленьку топливо (только тссс - об этом никому!) Капает отовсюду масло, из сальников, а то и просто гнилых труб просачивается пресная и забортная вода. Да просто дизеля и настил помыть с порошком - сливать воду бегать на три этажа вверх с ведром будете? Отнюдь - для сбора всех этих протечек имеются так называемые льяльные колодцы, туда всё стекает, а оттуда откачивается в специальную цистерну льяльных вод, головную боль второго механика.

Почему? - а вот производите вы какие-нибудь работы, связанные со спуском, скажем, воды из главных двигателей, да просто гнилая труба где-нито лопнула и шести- восьмикубовая цистерна полнехонька. Откачивать её можно только в порту на специальные сборщики, те увозят этот шмурдяк в специальные места, где с помощью центробежных сепараторов нефтепродукты отделяются, чтобы потом сжечь их в горелках какой-нибудь котельной. Тоже бизнес, кстати.
Но порт когда ещё будет, да и выбить сборщик тот еще головняк. В моря же сбрасывать содержимое льяльных цистерн категорически запрещено, отливные клапаны пломбируются береговыми пломбами.
Что ж, думаете, эта проблема нерешаема? Решаема, но мне жаль ни в чём не повинных рыб...

Так вот, на нашей "Солне" (как на ней бухали, я ещё расскажу) отдельных колодцев не было, а был узкий коффердам между цистернами. В принципе, это та же цистерна от борта до борта, только открытая сверху, куда вся дрянь и стекала. А вода ведь тяжелее ГСМ, и под слоем грязного масла по днищу в коффердаме годами бултыхалась вода, в основном, забортная. Вот это днище здесь и прогнило.

Тут такой нюанс: фонтан-то сантиметра три в диаметре, но кто знает состояние металла поблизости от него, может, он там весь толщиной с тетрадный листок? Начнёшь забивать пробку в это отверстие, а оно всё провалится и попрёт так, что никаких осушительных насосов не хватит!
А если в Средиземке шторм нас прихватит - это шо ж будет, братцы?

Поэтому решили нежно так сунуть туда обмотанную ветошью всё ту же ручку от швабры, протечку катать за борт, благо ночь наступила.
А мы же по проливу идём, там не то, что на якорь становиться, скорость снижать ниже определенного предела нельзя, сразу диспетчеры заголосят: в чём дело? увеличьте ход! А иначе пришлют буксир и это в такую копеечку вылетит, капитану не сносить головы.
Судовладельцы у нас тоже турки были, кэп немедленно доложил ситуацию и вскоре ему указали, куда свернуть по выходу с пролива.
В указанной точке к нам подлетела резиновая шлюпка с аквалангистами. Небольшого росточка турок в резиновом костюме пришел в машину, чтобы сориентироваться, где находится злополучная дыра. Ночь ведь, дно в ракушках и водорослях, кончик той швабры разве найдешь, даже с фонарем. Но специалист - он и есть специалист, хоть и турок. Прикинув положение отверстия относительно кингстонов и дейдвудов - устройств, которые выходят за борт и имеют достаточные размеры, чтобы их увидеть, дайвер ушёл и вскоре нашу швабру вытолкнуло в машинное отделение, а в струе забившего вновь фонтана показалось стопорящее устройство винтового пластыря.
Вот оцените мою способность описать словами, как это все устроено :)

Представьте себе стержень толщиной с палец, скажем, с нарезанной на нём резьбой под гайку. Пусть стержень, сантиметров 20-25 длиной, будет вертикальной частью буквы Т. А перекладина прикреплена к нему так, что может вращаться в вертикальной плоскости,и тогда буква Т принимает вид буквы I, но специальная пружина стремится снова превратить её в Т. А резьбовая часть, ножка буквы, проходит сквозь бутерброд из толстого резинового круга диаметром больше заглушаемого отверстия и металлического круга, который и будет резину прижимать к днищу. Завершается всё гайкой.
Просовываем букву I в дыру, и когда прижатая к стержню перекладина проскочит во-внутрь, пружина снова вернёт её в перпендикулярное положение. Перекладина упирается в днище изнутри корпуса, а гайка, наворачиваемая снаружи, прижимает металлический диск, а под ним резиновый, к днищу снаружи. Цель достигнута!

А вот так этот девайс выглядит на фото. Как, справился я с описанием? :)

Фото из интернета
Фото из интернета

Но это, конечно, временная мера, до дока. Что и как происходит в доке, будет в следующем рассказе :)

Другие рассказы о море и моряках:

Как я на Канарах по делу побывал

Почему военный корабль пароходом называть можно, а судном - нельзя

Как мы в Аденском заливе терпящих бедствие спасали

Кому нравится читать о море и о том, что творится за стальными бортами, подписывайтесь и не забывайте ставить лайк, тогда этим историям будет легче до вас добраться :)