Опытный руководитель больше слушает, чем говорит.
Предположим, вы — руководитель дизайнеров. Вам только что пришло письмо от менеджера проекта: дизайнер Глеб обещал, что сдаст задачу Х вчера, но сроков не выдержал. График проекта под угрозой.
Если ваша первая реакция — забрать задачу у Глеба и сесть за неё самому, то это повод задуматься, а стоит ли вам вообще быть руководителем. (Бывают разные ситуации, конечно, но в общем случае это проигрышное для всех решение.)
Если вы начинающий руководитель, то, скорее всего, вызовете Глеба на ковёр и вывалите всё как есть: опять ты сроки срываешь, всех подводишь, краснеть за тебя приходится, пшёл быстро работать, и пока всё не сделаешь, из офиса не уйдёшь. Эмоции и прямолинейность подачи могут варьироваться, но суть одна и та же.
Если вы более сознательный руководитель, то к разговору подготовитесь и проведёте его по науке:
1. спокойно опишете факты: «задачу Х ожидали вчера, а она всё ещё не готова»;
2. поделитесь своим отношением к ситуации: «у меня из-за этого был непростой разговор с менеджером проекта»;
3. предложите конструктивный выход: «ставь все остальные дела на паузу, доделывай задачу Х и сегодня обязательно сдавай, даже если кажется, что она ещё не в идеальном состоянии».
Заметим, что разговор должен идти только о задаче или о ситуации, ни в коем случае не о личности дизайнера.
Если же вы опытный руководитель, то прежде чем говорить с Глебом, схóдите к заказчику задачи и уточните все детали. К какому сроку Глеб обещал всё сделать? Почему этот срок критичен? Предупреждал ли, что не успевает? Когда именно?
И только после того, как составите впечатление обо всех нюансах, поговорите с дизайнером. И тоже начнёте разговор с вопросов:
— Глеб, а что у нас с задачей Х?
— Доделываю.
— А о каких сроках по ней вы договаривались?
— Ну, я обещал вчера сдать, но не успел, так как засиделся с проектом Y.
— Так, и что планируешь делать?
— Сегодня занимаюсь только задачей Х.
— Окей. Напиши мне, когда она будет готова, и давай поговорим позже, как бы нам такой ситуации избегать в дальнейшем.
Тут сам факт того, что руководитель спросил о задаче — важная обратная связь для дизайнера. Когда всё идёт хорошо, руководитель не приходит посреди дня с вопросами. Раз пришёл — значит, что-то пошло не так. В такой ситуации факты/отношение/конструктивные предложения даже не надо будет формулировать — отвечая на вопросы, сообразительный Глеб сам придёт к тем же выводам.
Конечно, разговор мог пойти и по-другому:
— Глеб, а что у нас с задачей Х?
— Не знаю, ничего вроде, а что?
— А о каких сроках по ней вы договаривались?
— Не помню.
— А тебе писал вчера менеджер проекта?
— Ну да, спрашивал, когда будет готово.
— А ты что?
— Сказал, что займусь, когда смогу.
— И когда планируешь?
— Да не знаю я, меня со всех сторон разрывают.
Тут уже придётся рассказать Глебу, как вы видите ситуацию (факты/отношение), и выдать точные инструкции.
В любом случае, мы видим, что опытный руководитель:
- доверяет сотруднику и хочет помочь;
- поговорил со всеми сторонами конфликта, прочитал письма и перепроверил все факты;
- наводящими вопросами помогает сотруднику самому осознать положение и придумать, как выйти из него наилучшим образом.
И всё это получается потому, что опытный руководитель больше слушает, чем говорит.
* * *
Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.