Gmbox продолжает рассказывать о том, почему игры - не просто нули и единицы, а самый что ни на есть серьёзный бизнес. Относительно недавно мы уже сравнивали Electronic Arts и концерн Fiat Chrysler. Теперь пришла пора старейшего в мире конвейерного производителя автомобилей. Кого противопоставим Ford? А давайте Activision Blizzard - компанию, которая вот уже 8-й год подряд занимается (помимо всего прочего) выпуском самой продаваемой консольной франшизы в мире - Call of Duty.
Начнём, по традиции, с рыночной капитализации. Если вы интересуетесь не только лишь видеоиграми, но и хотя бы немножечко - реальной жизнью, вы, возможно, знаете, что на мировых фондовых площадках наметился серьёзный обвал. Так что пострадали обе компании, волшебной защиты ни у кого не нашлось.
Тем не менее, стоимость Activision Blizzard сейчас составляет порядка 50 млрд долларов, а Ford отстаёт почти на 9 миллиардов. К Activision мы, как профильный геймерский сайт, ещё вернёмся, но сначала - пара слов о детище Генри Форда. Вернее, о негативных факторах, влияющих на компанию
Прежде всего, на домашнем (американском) рынке наблюдается феноменальный рост количества заёмщиков с откровенно плохой кредитной историей: последний раз нечто похожее происходило в кризис 2008-го. Это, соответственно, давит на автомобильные продажи в целом по стране.
Второй фактор - неудачи Ford в Китае: на самом динамично развивающемся автомобильном рынке мира дела у Ford идут не лучшим образом. По результатам января концерн ощутимо отстал от своих главных конкурентов: General Motors и Toyota. Если брать итоги 2017-го, картина ещё более унылая: авторынок КНР вырос на 3%, продажи Ford упали на 6%.
Ну а у Activision Blizzard всё хорошо, о чём свидетельствует свежий квартальный отчёт. Чистая прибыль в четвёртом квартале превысила 2 млрд долларов. Конечно, далеко не последнюю роль здесь сыграла Call of Duty: World War 2, которая на шестую неделю продаж принесла первый миллиард. И конечно же вновь стала самой продаваемой игрой для приставок - который год подряд.
Судя по всему, этот печатающий деньги станок остановится только после Апокалипсиса. Ибо Activision в ходе общения с акционерами уже обрадовала как инвесторов, так и страждущих геймеров, подтвердив слухи: Treyarch вовсю работает над новой Call of Duty, релиза стоит ждать осенью 2018-го. Разве что расширение названия в ходе общения с воротилами бизнеса не прозвучало, но и ежу понятно, что это долгожданная Black Ops 4.
Не единой CoD жива Activision: есть ещё некая франшиза, скромно пребывающая в тени великого многолетнего шутера. Тем не менее, несмотря на “скромность”, только лишь цифровые продажи Destiny 2 в 2017-м году ощутимо превысили 300 млн долларов, сделав её 2-й самой продаваемой консольной игрой в США. Радует то, что сами боссы Activision признают: сейчас интерес к Destiny “несколько” снизился. Ситуацию собираются исправлять двумя “огромными” DLC уже в этом году.
Не стоит недооценивать и “презренные мобилки”, ведь King (создатели Candy Crush, выкуплены Activision порядка двух лет назад) - это около четверти чистой прибыли конгломерата. Отличные новости для инвесторов (и отвратительные - для хардкорных геймеров): руководство Activision не исключает в будущем добавление рекламы по модели King - то есть по мобильной модели - во все свои продукты. Представьте: играете вы в CoD, а между матчами - 15-ти секундная реклама Intel. Красота.
У Blizzard не получается работать по модели King в плане производства продукта. Физически невозможно выдавать шедевры уровня Diablo или Starcraft также часто, как ломалки конфет “три в ряд”. Activision в ходе общения с акционерами констатировала очевидный факт: да, новых игр от Blizzard в 2017-м году не было.
И тем не менее, “Метелица” внесла свою очень нескромную лепту (600 млн долларов всего за 3 месяца) в общую деятельность компании. В основном это Overwatch - стартовавшая профессиональная киберспортивная лига подхлестнула интерес к игре, что весьма позитивно сказалось на продаже лутбоксов со скинами и прочей косметикой.
OWL - это будущее Overwatch, прежде всего в коммерческом плане. Activision уже заявила, что лига будет существенно расширяться за счёт команд из Азии и Европы. Причём так как эксперимент прошёл успешно (до 500 тыс. зрителей на Twitch в моменте), “входной билет” для спортивных коллективов второй очереди обойдётся ощутимо дороже.
Разумеется, CEO Activision упомянул о том, что и в Overwatch “будут исследованы дополнительные рекламные возможности”, так что наш пример с CoD и роликом Intel (или Toyota, или HP, или Redbull, или любого другого из десятков крупных официальных партнёров Activision) посреди матча актуален и здесь.
И конечно же Activision Blizzard, как один из лидеров данной сферы, не смог обойти стороной главный бизнес-тренд 2017-го. По итогам года чистая прибыль от микротранзакций составила 4 миллиарда долларов. Четыре. Миллиарда. Долларов. Это победа индустрии, господа. Если посмотреть срез по СМИ (особенно в свете скандала со Star Wars: Battlefront 2), может наивно показаться, что геймеры поголовно против микроплатежей. Однако статистика свидетельствует об обратном - многие втихаря покупают любимые “шкурки”, раскраски для оружия, графитти и даже вещи, влияющие на игровой баланс.
Если послушать Activision, получается, что будущее - за рекламой в играх. Во всех. Даже в тех, что по 60 долларов за коробку. Вам это кажется невероятным? Однако и ролик некоего такси-сервиса, успевающий вылезти 5 раз за 19-ти минутное видео на YouTube, ещё 5 лет назад посчитали бы дичью. А сегодня это объективная реальность. Геймеры и потребители в целом могут ворчать сколько угодно, однако с точки зрения инвестора к Activision явно стоит присмотреться. Ford придётся ломать голову над модернизацией линейки в Китае и над соблюдением новых жёстких экологических норм, навязанных всесильной Компартией, в то время как Activision будет создавать золотую рекламу из чистого воздуха.