Я люблю справедливость.
В жизни ее так мало, что я зачастую создаю ее искусственно. Причем делаю это с детства.
В школе я была отличницей. В классе всегда находились люди, которые просили: "Дай списать!".
Я давала списать, но не каждому.
Если одноклассник показывал мне черновик, испещрённый формулами и попытками решить задачу, то на, пожалуйста, списывай. Я видела: ты пытался, решал, просто не хватило знаний, чтобы найти правильный ответ.
А если ты вчера гулял, пока я корпела над домашкой, то я не дам тебе списать, потому что это несправедливо.
Современным родителям очень сложно быть современными родителями.
Чтобы стать авторитетом для своих детей, им приходится быть интереснее планшета с интернетом.
Кто-то и не пытается конкурировать с всемирной сетью, потому что так объективно проще: ребенок играет, к тебе не лезет, руки развязаны, все счастливы.
Мы - пытаемся.
Мой сын очень любит, когда я рассказываю ему истории из детства. Особенно из его детства. Обожает слушать их, даже те, которые знает наизусть. Я рассказала их уже раз по двести и даже выдумала новые.
Эти истории вполне могут конкурировать по уровню "интересно" с майн-крафтом, но это пока.
Родители чаще всего - это повелительное наклонение глагола.
Надень. Сделай. Убери. Заправь. Поешь.
Для ребенка это скучно.
Современное подростковое счастье - это комп с играми, тарелка с бутерами, стакан с соком и все это за закрытой дверью своей комнаты.
Мой сын - не исключение.
Он очень жаден до игр, и обожает играть.
Нет, он , конечно, ходит в школу, и на всякие кружки, и на спорт, и на шахматы, и футбол, и бассейн, и математика, и гулять любит, но в рейтинге предпочтений на верхней строчке - главное счастье -планшет.
Сначала мы пытались регламентировать это увлечение, поставив входной ценз из пяти развивающих игр.
Мол, сначала развиваешься, потом баловство.
Но сын их воспринимает как учебу, и ждет, когда разрешим "нормально поиграть в своё".
И вот в последнее время мы придумали вот такой лайфхак.
Не ручаюсь за результат, и за то, что это "открытие века", просто делюсь своим опытом.
Я пояснила сыну: "Дась, понимаешь, твои мозги - как мотор в машине. Они всегда должны работать, развиваться. Если они стоят на месте, то просто ржавеют. Во время твоих игр, твои мозги ржавеют. Ты получаешь удовольствие, это да, но не развиваешься, машина твоя просто стоит в гараже. Как бы по уровню развития уходишь в минус. Чтобы компенсировать это, сначала надо активно погонять свой мотор, прогреть его хорошенько на спортивном треке. А для этого люди придумали головоломки. Поэтому игру в планшет теперь надо заслужить. Если ты сначала хорошенько подумал, поюзал свой мозг, то потом игра просто станет неким призом, даст отдохнуть твоим перегретым мозгам. Понимаешь? И ты не уйдешь в минус. "
И знаете что?
Я скажу страшные вещи, но первое время мы с мужем были в шоке.
Мозг нашего 8-летнего сына совершенно отказывался думать. Просто сопротивлялся. Не умел.
Мы, давая головоломку, говорили: "Дась, пожалуйста, подумай, тут фишка именно в рассуждениях, нам важно увидеть, КАК ты думаешь. Нам даже ответ не так важен, как увидеть механику твоих рассуждений".
Но он сидел, плакал, бросал тетрадку, хныкал. Что угодно, кроме "думать".
Мы поняли: он не умеет думать.
Не умеет.
При этом, сын - отличник в школе.
Он прилежен, делает уроки, пишет контрольные на пятерки. Но это не имеет никакого отношения к "думать".
Он просто выучил ,образно говоря, что два плюс два будет четыре. И написал четыре, когда встретил пример два плюс два.
А если бы он встретил пример
(3-1) + (1+1) = ?, то тут уже бы растерялся. Потому что не увидел привычных два и два.
Ну это метафора, конечно.
Я имею ввиду, что необходимость хотя бы минимально проявить гибкость ума, вводила его в ступор, немедленно вызывала сопротивление.
Вот пример диалога с сыном, чтобы вы поняли уровень первоначального нежелания думать.
(Сыну - 8 лет, дочке - 2)
- Дань, ты старше твоей сестры в четыре раза. Через сколько лет ты будешь старше своей сестры в два раза? - спрашивает муж.
- Не знаю.
- Подумай.
- Никогда, мы же оба растем. Я не могу быть сначала старше в четыре раза, а потом в два.
- Не можешь? Принимаю ответ? На кону - полчаса игры в планшет. Если ответ правильный - то плюсуем к твоему "банку часов". Если нет, то вычитаем.
- Нет, я еще подумаю, подожди.
- Давай.
Даня думает. Глаза наливаются слезами. Это означает: "Что вы пристали? Я не знаю". Барьер фразы "Я не знаю" совершенно непреодолим. Опция "подумать" так и не включается.
- Дась, ну порассуждай вслух. Просто порассуждай. Мы увидим, что ты на правильном пути, и ты сам поймаешь ответ.
- Ну вот как я могу стать старше сестры в два раза??? Сейчас ей два, мне восемь. Это в четыре раза.
- Правильно. Слушай, задача на сообразительность, подсказка: ответ можно подобрать методом тыка.
- Как это?
- Просто подставляй значения. "Когда Кате будет три, мне будет девять", и так далее.
- О, это же я уже старше буду не в четыре, а в три раза!!!
- Вооооот. А ты говорил, что невозможно, думал, что всегда, всю жизнь будешь старше сестры в 4 раза. Думай дальше.
- Когда Кате будет 4, мне будет 10. Когда Кате будет 5, мне будет 11. Когда Кате будет 6, мне будет 12... - в глазах сына вдруг мелькает догадка!!!!!- Шесть!!! Папа, шесть!!!!
- Принимать ответ? - уточняет муж. - Окончательный?
- Да, что тут думать, шесть!!!
- Даня, я засчитываю ответ "шесть". Но ты опять поторопился, опять не думал. Как звучал вопрос?
- Сколько лет будет Кате, когда...
- Нет, не так. Через сколько лет ты станешь в два раза старше сестры. Так через сколько лет???
- Через четыре, - Даня чуть не плачет.
- Вот. Ответ - четыре.
Сын закатывает глаза. У него из рук "вырвали" победу.
- Давай я задам тебе еще один маленький подвопрос, и если ты на него ответишь в течение минуты, то я засчитаю тебе правильными оба вопроса.
- Я уже устал и не хочу, - сын пытается избежать "наказания".
- Это шанс , Дась. Иначе засчитаю ответ неправильным. Потому что "шесть" - это неправильный ответ, хотя и рассуждения правильные.
- Ну давай, - нехотя соглашается сын. Мозги его работают на полную мощность.
- Через сколько лет Катя будет младше тебя на шесть лет? Время пошло.
- Да я не могу больше думать, эти вопросы "через сколько лет старше-младше", я уже не понимаю ничего...
- Пятьдесят секунд.
- Я не знаю, как тут думать, - психует сын. Он даже не начал думать. - Я не знаю, не знаю!!!
- Ну, какой ответ? - спрашивает муж через минуту.
- Не знаю. Она и так младше меня на шесть лет. И сегодня! И завтра!!! Что значит: через сколько лет??? Я вообще не понимаю вопроса! - бесится Даня.
- Не надо психовать, Дась. Ты только что дал правильный ответ. И через год, и через 10, и через сто, всегда Катя будет младше тебя на шесть лет. Это просто вопрос с подвохом...
Ооооо, сколько нервов!
Сын уползает в свою комнату играть в свои игры. Заслужил. Пусть весело деградирует заработанные полчаса.
Мы постоянно юзаем эти головоломки. Пусть учится думать.
Вчера всей семьей подбирали трехзначный код.
Подбери три цифры кода, если есть вот такие пять подсказок:
682 - одна из цифр верна и стоит на своем месте.
614 - одна из цифр верна, но стоит не на своем месте.
206 - две цифры верны, но стоят не на своих местах
738 - все не верно
780 - одна из цифр верна, но стоит не на своем месте.
Напоминаю, найдите верный код из трех цифр, удовлетворяющих всем подсказкам.
Специально ответ не пишу.
Муж решил головоломку за 1 минуту.
Я - за 10.
Сын не решил, но был очень близок к ответу, рассуждал правильно, не докрутил только последовательность цифр, а сами цифры определил правильно. Потратил 40 минут.
Рыдал над проигрышем. Получил утешительные 15 минут планшета за разумность рассуждений.
Я не знаю, какой это результат.
Хороший или плохой.
Для меня этот результат означает одно: НАШ. РЕБЕНОК. УЧИТСЯ. ДУМАТЬ.