Найти в Дзене

Обзор його-литературы. (Уголок инструктора)

Оглавление

Сегодня ко мне пришла очередная порция книг по йогической тематике (вот куда уходит моя зарплата, ну ещё и на книги по риторике и западной философии). На этот раз я взял две книги Свами Вивекананды «Раджа-йога» и «Карма-йога». Книгу Рамачараки, которую я читал лет девять назад, но к которой я мысленно возвращаюсь - «Наука о дыхании». Книгу неизвестного мне автора «Йога прозрения», которая при беглом онлайн просмотре оставила у меня приятные впечатления. И, конечно, если что-то появляется по детской йоге, то не остается без моего внимания, поэтому «Привет, Солнце!» Анастасии Кокеевой – это глоток свежего воздуха в скудной литературе, посвященной йоге для детей. Вот и ещё несколько книг в коллекцию, но книги я покупаю не хаотично, а по определенным причинам т.к. йогическая литература – это море разноплановой информации порой из весьма ненадежных источников.

Условно всю його-литературу можно поделить на несколько групп:

1) Философия йоги

2) Практикумы

3) Неочевидное и невероятное

Философия йоги.

Это самый опасный раздел йогической литературы. Чем опасный? Тем, что, если человек хочет погрузиться в дебри философии йоги, то он рискует утонуть в размышлениях западных и российских «экспертов», от которых иногда веет сектантством, псевдонаучностью и «религиозными» откровениями. В этом разделе я ориентируюсь на общепризнанные источники или на научные исследования в этой сфере. Так Рамачарака и Вивекананда считаются теми, кто открыл йогу западному человеку, их работы внесли большой вклад в понимание особенностей философии разных видов йогических практик. Работы этих авторов в бумажном варианте не так просто найти, семитомник Рамачараки с переводом 1913 года, мне пришлось выкупать через букинистов при том, что седьмой том так и затерялся где-то. Это ценные книги. Я не говорю про классические произведения типа Йога-сутр Патанджали, Бхагават-Гиты, Махабхараты, Рамаяны – эти работы признаны частью индийской культуры. Встречается очень необычная философская литература, здесь можно выделить «Агни-йогу» Рерихов. Когда я был ещё не очень знаком с их творчеством, мне удалось выкупить 5-томник тисненный золотом по этой «огненной йоге» (это редкость, учитывая, что работы Рерихов продаются в каких-то убогих изданиях с непонятными картинками на обложках). Вот за философию этих книг я не могу ручаться, более того, мне кажется, что даже для некоторых людей будет вредным читать эти книги (шестая раса, белые учителя и т.д.). Адекватное раскрытие философии йоги и смысла практики можно встретить у Виктора Бойко в книге «Йога: искусство коммуникации», аналогов этой книги я не встречал. У Бойко, кстати, был отрывок, в котором говорилось, что Елена Рерих страдала эпилепсией, поэтому она была скептически настроена к физическим упражнениям йоги и больше философствовала, что, скорее всего, и вылилось в «Агни-йогу». Из научных исследований есть хорошая работа историка религии, философа и этнографа Мирча Элиады «Йога: бессмертие и свобода», но читать её в отрыве от его трехтомника «История веры и религиозных идей» мне кажется не стоит. И это лишь вершина айсберга философских книг по йоге. Есть ещё огромное количество непроверенных источников, иногда откровенно пишущих всякую ерунду, что на впечатлительного читателя можно произвести травмирующих эффект.

Практикумы.

Вот этой литературы у меня больше всего. И тут, конечно, первое что приходит в голову – это книга Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика» (прояснения йоги). Книга огромная и может считаться иллюстрированной азбукой по позам из классической йоги. На второе место, по значимости, я ставлю иллюстрированные пособия по анатомии йоги – это все книги Рэя Лонга от простенькой «Ключевые мышцы йоги» и до его пособий для инструкторов по йоге (коих у меня четыре). Книги дорогие, но нужные. Плюс книга «Анатомия йоги» Лесли Каминофф и Эйми Мэтьюз – это небольшая книга, но в которой выделены основные позы из йоги и мышцы, которые в этих позах работают. Отдельным блоком идет направление «Йогатерапия: практическое руководство» Артёма Фролова – книга отражает тенденцию слияния медицинского подхода и йогических практик. В большей степени практикумы пишут для взрослых. Из книг по детской тематике кроме А. Бокатова и С. Сергеева «Детская йога» я ещё не встречал ничего достойного (книгу эту трудно достать в печатном виде, но она есть в интернете). Это одна из тех книг, которая лежит у меня сильно почитанной. Встречаются мне пособия по занятиям йогой с детьми дошкольного возраста, но пособия эти в большей степени связаны с общим физическим развитием ребенка и йога там дается в очень преобразованном виде. Такой малый интерес к детской тематике, скорее всего, связан с тем, что заниматься йогой с детьми, мало кто хочет. Инструктора хотят двигаться в практике, а значит, изучать техники чистых состояний, осваивать методики медитаций, пранаямы и т.д., а не следить за буйством детей. И, хотя, у детей из программы вырезаны, может быть, одни из самых основных вещей йогических практик (работа с сознанием, дыхательные техники) – это не значит, что детская йога имеет меньшее значение, чем взрослая. Как раз техническое освоение асан и общее укрепление организма приводит к тому, что более сложные техники осваиваются намного проще (этого часто не понимают взрослые, которые хотят пропустить мышечный этап в своей практике).

Неочевидное и невероятное.

Это мусорный контент. Названия у этих книг обычно не блещут оригинальность, что-то вроде «30 поз из йоги для похудения», «Тайны йоги» и т.д. и т.п. Обычно книги в мягком переплете на газетной бумаге, с фамилиями никому неизвестных авторов и этих книг ооочень много. Конечно, для того, кто вообще не знаком с йогой, какая-нибудь такая книга послужит чем-то вроде ознакомительного фрагмента. Но цельности в этих книгах, а тем более глубокого понимания практики – нет. Чем больше становится таких источников, тем труднее, приходящим впервые в йогу людям, потому что они сталкиваются с большим количеством противоречащих материалов.

Конечно, йога у каждого своя и подбор литературы тоже свой. Кто-то исключает философию, кто-то практику. Кому-то нравится заниматься только дыхательными техниками, кто-то поёт мантры и осваивает вибрации, а есть и те, кто любит копаться в мусорном контенте и выискивать там «откровения». В любом из случаев, у каждого есть своя база источников. И меня радует, что сейчас становится больше адекватных материалов и наши инструктора пишут хорошие книги – это значит, что растет качество практики и появляется больше рабочих методик, а это полезно как для преподавателей, так и для учеников.