Найти тему
Вестники России

Олени, собаки и коты на фронтах Великой Отечественной

Оглавление

В преддверии 23 февраля хочется вспомнить о тех животных – собаках и кошках, лошадях и оленях, которые служили в армии вместе с людьми. И не просто служили – воевали рядом с бойцами на фронтах Великой Отечественной.

Знаменитый пес-сапер Джульбарс
Знаменитый пес-сапер Джульбарс

Медаль для Джульбарса

Во время Великой Отечественной от Москвы до Берлина прошло 68 тысяч собак, как породистых, так и беспородных. Уже в июле 1941-го на фронт отправили первый батальон истребителей танков с использованием собак-подрывников.

Собаки-подрывники в годы войны уничтожили больше 300 танков и другой боевой техники.

Собаки-миноискатели обнаружили около 4 млн мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Четвероногие бойцы разминировали Белгород и Киев, Одессу и Новгород, Витебск и Полоцк, Варшаву и Прагу, Вену, Будапешт и Берлин.

Санитарные собаки находили тяжелораненых солдат в болотах и лесах и приводили к ним санитаров. Зимой санитарные собаки не раз спасали раненых от лютых морозов – они грели их своим дыханием.

Ездовые собаки – зимой на санях, летом на специальных тележках – вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов, доставляли на передовую продовольствие.

Собаки-связисты в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода.

Одной из самых известных собак войны стал пес-сапёр Джульбарс, обнаруживший почти 7500 мин и 150 снарядов. Он был удостоен государственной награды – медали «За боевые заслуги». Вместе с другими собаками Центральной школы военного собаководства «Красная звезда» Джульбарс участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. Правда, незадолго до этого пёс получил серьёзные ранения, и главный кинолог страны Александр Мазовер с гордостью пронёс Джульбарса по Красной площади на руках.

Рыжий артиллерист

По поведению кошек люди во время войны определяли приближающуюся бомбёжку – кошки начинали метаться и шипеть ещё до первых явных признаков угрозы. В одной из зенитных артиллерийских батарей Красной армии был кот по кличке Рыжик. Его подобрал старшина батареи в сожжённом белорусском селе.

Рыжик был отличным специалистом по противовоздушной обороне. Ещё до налёта вражеской авиации кот начинал рычать в сторону, откуда должны были появиться самолёты неприятеля. Солдаты стали присматриваться к поведению кота – и он не раз предсказывал появление в небе вражеских самолётов.

В конце апреля 1945-го Рыжик фактически спас жизнь советскому лётчику. Батарея расположилась на привал, когда кот вдруг стал рычать и посматривать на небо – на восток, в сторону Москвы. Солдаты привели орудия в боевую готовность. И вот появился советский самолёт, а за ним – немецкий. Батарея тут же ударила из орудий – и сбитая машина врага рухнула на землю, а наш самолёт пошёл на посадку на ближайшую авиационную базу. Лётчик на следующий день пришёл с подарками – привёз спирт, сигареты, чтобы поблагодарить бойцов, спасших ему жизнь. И очень удивился, когда ему показали того рыжего «бойца», которому он был обязан жизнью в первую очередь.

Оленетранспортный батальон
Оленетранспортный батальон

Северная кавалерия

Во время обороны Заполярья в Красной армии использовали северных оленей. В ноябре 1941 года для противостояния немцам были сформированы четыре армейских оленьих транспорта. Каждый из них состоял из 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали транспорт 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Своя оленетранспортная бригада была также у Северного флота – она обеспечивала действия морской пехоты.

За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тыс. раненых, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов и военных грузов. Олени служили даже в авиации: они подвозили к самолётам боеприпасы, эвакуировали из тундры аварийные машины: авиатехники разбирали самолёт на части и грузили на нарты. Таким образом вывезли 162 самолёта.

Сформированная затем из оленетранспортных баталь­онов 31-я оленно-лыжная бригада дошла до Праги. А в 1947 году вернулась на Чукотку. Всех оленей, которые прошли боевые действия, в знак уважения к их подвигу больше никогда не использовали в хозяйстве и не запрягали в упряжку.

_________________________________________________________________________________________________________

Будем рады финансовой поддержке проекта