Предыдущие статьи:
● История гитары с древнейших времён
● Виуэла
Рубеж 17-18 веков определил новый контекст для гитары как инструмента. Социально-политический контекст Испании времён царствования Филиппа V (первого представителя Дома Бурбонов, который стал королём Испании) внёс существенные изменения в статус гитары в испанском обществе. По прибытии в Мадрид в 1701 году Филипп V приветствовал иностранные влияния, в частности французские и итальянские, и подавлял любые национальные формы выражения, таким образом влияя на гитару и исполнительство на ней. Публикация новой гитарной музыки была в значительной степени заторможена, и испанская гитарная музыка этого периода сохранилась преимущественно в рукописной форме. Гитара стала инструментом людей "низкого класса", ассоциировалась с выпивкой, танцами и уличным пением, то есть с образом жизни, который считался неуместным для фешенебельного слоя общества.
Существенные изменения для гитары произошли во второй половине 18-го века. Галантный стиль диктовал гитаре аккомпанирующую роль, которая реализовывалась в основном с помощью арпеджированных аккордов. Этот новый контекст требовал принятия каких-то мер для внятной игры басовых нот, эффективно подчёркивающих гармонии. В результате четвертая и пятая струны стали бурдонами, а гитара стала предпочтительным инструментом для сопровождения голоса.
Это изменение стало важным моментом в развитии инструмента, поскольку оно превратило гитару из дискантового инструмента в инструмент с басами. Однако это был не единственный важный шаг, который произошёл в этот период. Еще один — отказ от табулатур и принятие нотации для гитары. Итальянские гитаристы были, скорее всего, первыми, кто использовал нотную запись для гитары. Двумя важными именами при переходе от табулатуры к нотам во Франции были Giachomo Merchi и Michel Corrette. Последний опубликовал "Les Dons d'Apollon, méthode pour apprendre facilement à jouer de la guitarre" (Париж, 1762). Книга содержит как табулатуры, так и ноты, что подтверждает постепенный переход от одной системы к другой.
Важнейшими событиями стали добавление шестого хора и последующий отказ от хоров в пользу шести одиночных струн. Добавление шестого хора присутствовало не только в основном типе гитары, но и в других своеобразных её типах. Одним из них был English guittar (или просто guittar). Этот инструмент имел металлические струны, расположенные на шести хорах (шестой и пятый хоры были заменены одиночными струнами) и был настроен на мажорный аккорд До (c-e-gg-c’c’-e’e’-g’g’) , Другой пример — гитара, настроенная на мажорный аккорд Ре: D-A-D-F#-A-D — задокументирован в немецком издании Joseph Bernhardt Kaspar Majer под названием "Neu eroffneter theőretischer und praktischer Music – Saal (1741).
В течение двух последних десятилетий 18-го века шестихорные гитары стали наиболее распространёнными в Италии и Испании. Самый ранний известный образец гитары с шестью хорами датируется 1759 годом, и он находится в Gemeentemuseum в Гааге.
Отказ от использования хоров объясняется совпадением двух важных факторов. Первый из них состоял в том, что начал производиться новый тип басовых струн, сделанных из металла. У них была большая, чем у традиционных кишечных струн, громкость и ясность звука, что позволяло инструменту более эффективно выполнять роль сопровождения голоса. Второй фактор заключался в том, что одиночные струны позволяли эффективно проводить мелодию.
Принятие гитаристами металлических струн происходило не так быстро. Многие исполнители сопротивлялись новшествам. В конце концов, преимущества металлических струн взяли верх над предвзятым отношением к их использованию, а превращение одиночных струн в стандарт было лишь вопросом времени. Например, указание на использование одиночных струн было уже в 1777 году в "Traité des Agrèments de la Musique execute sur la Guitarre" (Merchi) .
Свидетельства, подтверждающие тенденцию использования одиночных струн, также присутствуют в других важных публикациях последних десятилетий 18-го века. Среди них "Obra para guitarra de seis órdenes" Antonio Ballestero (1780), и самая ранняя публикация музыки для гитары с шестью хорами "Principios para tocar la guitarra de seis órdenes" (1799) Federico Moretti. Согласно последнему, одиночные струны были уже повсеместно одобрены исполнителями в Италии и во Франции.
Конец 18-го и начало 19-го веков характеризовался одновременным использованием шестихорных и шестиструнных гитар. Со временем инструмент, который мы знаем как "классическая гитара" (с настройкой E-A-d-g-b-e), стал стандартом. Усовершенствования в конструкции гитары были решающими для изменения количества струн на гитаре.
Определенный сдвиг в построении шестиструнных гитар ясно обозначился уже в первые десятилетия 19-го века. Среди важных лютье этого периода были José Pagés в Кадисе, Lorenzo Alonso в Мадриде, José Martinez в Малаге, Louis Panormo в Лондоне и Renés François Lacôte в Париже. К 1830-м годам с гитарой произошли другие важные изменения.
Например, гриф стал более узким, и обычно содержал от 15 до 17 ладов. Металлические лады стали обычным явлением, превосходя по качеству те, которые были сделаны из чёрного дерева или слоновой кости. Открытое резонаторное отверстие заменило розетку, а механические колки заменили деревянные штифты более старых типов гитар. Теперь инструмент мог выдерживать струны с более высоким натяжением благодаря новой системе веерной распорки в корпусе . Размер корпуса, по сравнению с более старыми типами гитары, увеличился, что привело к размещению 12-го лада на стыке грифа и корпуса. Тем не менее, гитара была меньше современной: размер корпуса составлял около 44 см, а длина струны около 62-64 см.
Все упомянутые существенные изменения потребуют от гитаристов того времени новой методологии гитарной техники. Однако улучшения в этой области появятся позже. Многие гитаристы этого периода продолжали полагаться на более ранние практики, такие как опора мизинца правой руки на деку во время игры. Звукоизвлечение с опорой было редкостью, если вообще использовалось.
Становление шестиструнной гитары в качестве основного типа гитары открыло новый набор возможностей и проблем, связанных с техникой игры на инструменте. Таким образом, поиск подходов в гитарной технике стал важным вопросом в 19-ом веке. Исполнители должны были переосмыслить все выразительные средства, начиная от использования арпеджио и аккордов, и заканчивая вибрато и игрой в высоком регистре. В то же время трудности представляли собой творческий вызов для нового поколения композиторов и исполнителей.
Можно сказать, что это был золотой век гитары. Инструмент претерпел ряд улучшений, и у исполнителей открылись новые горизонты исследования его техники. Эти аспекты, безусловно, способствовали возрождению интереса к инструменту, который и произошёл в Европе в начале 19-го века.
Среди стран, переживающих это возрождение, была Испания. В стране появилось новое поколение гитаристов под влиянием монаха по имени Padre Basílio. Хотя он был органистом и композитором, его основной вклад в историю музыки был вкладом гитариста. Не соглашаясь принимать гитару как инструмент для простой игры "боем", испанский монах возродил тонкости игры в стиле punteado. Он считается инициатором современной школы гитары. Он повлиял на нескольких выдающихся персонажей гитары того времени, таких как Moretti, Ferandiere, Fernando Sor (1778 - 1839), Dionisio Aguado (1784 - 1849) и других.
Композитор Luigi Bocherini (1743 - 1805) также важен для гитары. Он отправился в Испанию в 1768 году и прожил там сорок лет. Он использовал гитару в нескольких симфониях, написал три квинтета для гитары и струнных и в конце концов посвятил много времени композициям гитарных соло и песен с гитарным сопровождением.
Все важные гитарные композиторы того времени были также и исполнителями на инструменте. И лишь позже, в результате эволюции инструмента, задача композиции для инструмента стала распространённой и среди не-гитаристов.
По материалам книги Júlio Ribeiro Alves "The History of the Guitar".