Найти тему
Английский&More

Типичный иняз - взгляд изнутри (Typical faculty of foreign languages - a view from the inside)

Обучение на инязе - это страшно и интересно. Или страшно интересно. Или просто страшно. Иногда невыносимо скучно. А иногда азартно и приносит глубокое чувство удовлетворения своими силами (это когда прочитал свою первую неадаптированную книгу на иностранном). Одно могу сказать: какой бы ни была здесь учёба, она не для всех.

Какие сложности?

Во-первых, если ты поступаешь на иняз, приготовься к всесокрушающей лавине занятий, связанных с языками. Я учился на англо-немецком отделении и самая первая пара, которая началась 2 сентября, была практика английского языка. Первая - и не единственная. Всего их было две в тот день. Хорошо, если у тебя есть "база", прекрасно, если ты умеешь заходить за рамки своей "базы", радуя преподавателя своими изящными английскими словесными па в стиле Complex Object или Complex Subject, щедро приправленными гарниром из Linking-words. То есть, твой наставник будет как минимум приятно удивлен, если ты сможешь что-нибудь рассказать о себе в течение пары минут без долгих мучительных пауз и извечного "вэээээээл". Не знаю, почему у них такой заниженный градус ожиданий насчет способностей абитуриентов. Вероятно, здесь работает извечный принцип "забудьте всё то, чему вас учили на инязе в школе". Впрочем, лично я ничего забывать не собирался и моя гимназическая подготовка здорово помогла мне во всех практических заданиях, которые вываливали на нас преподаватели.

Итак, иняз - это прежде всего образ мышления на ЧУЖОМ для тебя языке. Либо ты начинаешь мыслить, как ОНИ, делая язык своей неотъемлемой частью жизни, получая от этого своеобразный кайф...либо тянешь лямку, попутно подыскивая себе работу, где не требуется умение говорить на иностранном. Просто цифра: при поступлении на первый курс у нас было 114 студентов. Закончили пятый курс 52 из них. Считайте сами.

Во-вторых, ты не только студент, ты еще и будущий педагог. А значит, вторая половина пар в твоём табеле связана со всем, что касается изучения дидактики и педагогики. И вот тут возникает проблема: ты можешь невероятно круто знать язык, но ты должен еще и уметь НАУЧИТЬ других говорить и писать на иностранном, понимать чужой язык, причем так же круто, как ты сам умеешь это делать. А поскольку твой основной контингент - дети всех возрастов, то,соответственно, три вида психологии и пары по педагогике вплоть до выпускного курса навсегда останутся в твоём расписании. Учить кого-то - действительно сложно. Учить детей - сложно вдвойне.

Как вишенка на торте - далеко не все знания, что тебе повезёт получить на парах по педагогике или методике преподавания, будут АКТУАЛЬНЫ для современной школы. Основы останутся прежними, конечно, но вот с тонкостями придётся разбираться уже во время школьных практик и на самой работе в качестве учителя.

В-третьих, иняз не прощает лодырничества. Язык не выучишь за неделю перед сессией. Поэтому твоя отметка за сессию по иностранному складывается не во время ответа на экзамене, а задолго до него. Каждая пара - практика всех мастей: письменная, устная, фонетическая... выдерживают далеко не все. Плюс большие домашние задания. Плюс семинары по другим дисциплинам. Плюс индивидуальное чтение - особая форма "прокачки" своих языковых навыков. Всего-то надо за месяц прочитать 100 страниц из выбранной английской книги, предварительно выписав в особую тетрадь по 3 незнакомых слова со страницы. 300 новых слов проверялись с особой тщательностью в ходе устного зачёта. Должники не допускались до экзамена по языку в текущей сессии.

Так что колоссальный объем работы нужно было выполнять ежедневно

Впрочем, есть и свои плюсы!

Если ты реально неплохо знаешь язык, учёба будет доставлять радость. Языковые пары будут проще, авторитет у преподавательского состава будет расти как на дрожжах, и даже индивидуальное чтение не будет мукой, потому что ты будешь понимать уже не каждое десятое слово на странице, а каждое пятое. А где-то с 3 курса, если зачётка будет пестреть заветными "Отл.", некоторые зачёты и экзамены будут сдаваться сами собой как будто по волшебству.

Дорогу осилит идущий

Вторая приятная особенность касается всех парней. Иняз ОЧЕНЬ любит своих мужчин, будучи исконно женским факультетом. Если ты харизматичен, обладаешь чувством юмора или, чем чёрт не шутит, пробился в студенческий театр или КВН - сможешь здороваться с преподавателями чуть ли не за руку. Местная слава обеспечена. Плюс на инязе многие парни пользуются повышенным вниманием со стороны девушек.

Иняз - это когда три парня на 15-20 девушек...разумеется, я имею в виду типичный состав студенческой группы.

Есть неплохая возможность трудоустроиться на работу в школу, даже не закончив обучение. Учителя часто меняются, а замену найти бывает довольно-таки сложно. Да, деньги будешь получать не слишком большие, но на данном этапе прежде всего ОПЫТ будет решающим фактором, кроме того, работающие в школе студент также получают привилегии на сессиях.

Так сказать, обучение без отрыва от производства

Закончив иняз, ты точно будешь знать язык на очень даже солидном уровне. Само по себе уже преимущество, не правда ли? Плюс, совсем необязательно идти в школу, если сама мысль о детях вызывает нервный тик. Хочешь - будь частным репетитором (иняз - это не история с биологией, спрос будет всегда). Хочешь - фриланси переводчиком. Хочешь - делай всё это сразу и работай дома не на дядю, а на себя самого.

Широкий спектр возможностей по выгодной "продаже" своих умений и навыков (если они у тебя конечно есть, хе-хе)

Итог:

Я считаю, что педагогическое образование всегда позволит тебе заработать на хлеб. Если оно связано с языками - можно еще и с маслицем. Стоит ли идти на иняз? Да, стоит. На этом факультете ты не только выучишь языки, но и сможешь развиться как личность. Ты научишься хитрить, быть изворотливым, думать быстро, делать еще быстрее (желательно несколько дел одновременно). Сходишь на школьные практики, где тебе дадут возможность "порулить" педагогическим процессом и решить, а стоит ли вообще потом идти работать в школу. Обзаведешься нужными знакомствами, которые могут пригодиться в дальнейшей карьере в том же самом вузе или в образовании в целом.

Однако, если ты не готов трудиться каждый день, если ищешь факультет по принципу "лишь бы куда взяли" - лучше подумать о чём-то другом. Иняз - это не райские кущи. Это огромная целина, на которой вырастет то, что ты сам посеешь.

As you sow, so shall you reap!