Весна — идеальное время для чаепитий на природе. Поэтому в прошлом сезоне мы отправились колесить по области в поисках самых необычных мест для дегустаций. Героем нашей первой экспедиции стал тайский Шен Пуэр «Долгие Года», 12 лет выдержки.
Гадание на спутниковых картах указало путь к старинной усадьбе графа фон Мекка. Большой дом XIX века в романском стиле, затерянный в глубине одичавшего сада.
В базовый набор чаепития на природе входит газовая горелка, чайник из огнеупорного стекла и посуда. Можно, конечно, использовать дрова и котелок, но в таком случае есть риск вызвать чайного беса — он появляется из черного дыма и губителен для чая. А еще нужна хорошая вода. Но где же ее взять? Ответ мы нашли тут же, в нескольких километрах от замка фон Мекка, в деревне Свиридово.
Родниковая вода из богатырских ключей
В Свиридово находятся 12 ключей родниковой воды, и у них есть своя легенда.
Давным-давно, когда монголы бесчинствовали на просторах Руси, Дмитрий Донской собирал войска, чтобы дать решающий бой Мамаю. Каждая деревня должна была выставить воинов. В селе, где старостой был муж по имени Свирид, жребий выпал двенадцати его сыновьям, и все они героически погибли в Куликовской Битве. Свирид привез в родную деревню их тела и похоронил под местным дубом - на следующее утро в деревне забили 12 ключей.
При подходе к ключам гостей символично встречают 12 надгробных плит с добродетелями. Пробуем воду — в меру жесткая и очень холодная.
Кстати, дискуссии по поводу родниковой воды ведутся до сих пор. Многие считают, что в такой воде могут быть примеси, делающие ее непригодной для заваривания чая. Другие же уверены, что родниковая вода — живая, чистая, подходит для этого лучше, чем бутилированная.
Мы можем утверждать лишь одно: вода для чая не должна быть слишком жесткой или слишком мягкой, не должна содержать искусственные смягчители или примеси. И самое главное – она должна быть безвкусной. Все остальное проверяется на практике!
Древняя усадьба и тайский шен пуэр
Замок графа, вернее то, что от него осталось, расположился в небольшой чаще, всего в сотне метров от дороги.
Фон Мекк, владелец этого мрачного дома, был "железнодорожным королем", представителем древнего шведского рода, талантливым инженером и действительным статским советником. Его жена, Надежда Филаретовна фон Мекк, известный меценат -
поддерживала российских композиторов, в том числе Чайковского. Именно по её указу когда-то был построен этот дом.
С 1923 тут действовал детский дом, и на стенах начали появляться белочки, зайчики, а в самом крупном зале образовалась Кремлевская стена. Затем в бывшей усадьбе хотели сделать пансионат, но проект не состоялся. Недавно усадьбу кто-то купил, и сейчас она медленно погибает.
С мыслями о возможной реставрации усадьбы мы перешли к дегустации тайского Шэн Пуэра 2004 года «Юань Нань», что в переводе означает «Долгие года».
В нем соединилось все редкое и необычное: сырье со старых диких деревьев возраста 200-500 лет, тайское хранение, 12 лет выдержки. Этот пуэр сделан крестьянским способом, без строгого купажа и рецепта. Каждый раз «Долгие года» раскрывались у нас по-разному, это подвижный и сложный Шен Пуэр, поэтому нам было особенно интересно, что он скажет в лесах Тульской Области у заброшенной усадьбы старого графа.
Варка — один из самых эффектных способов приготовления чая, а на природе — еще и самый удобный. Особенно в варке хороши пуэры, они раскрываются ровно, мягко, отдают всю палитру вкусов.
Долгие года и неповторимый вкус
Вкус пуэра мягкий, гладкий. Чувствуется богатое разнотравье, мягкая грибная и сливочная ноты. Со временем настой переходит в насыщенный фруктовый компот: яблоки, абрикос, слива. Появляются специи, экзотические цветы, морские оттенки вкуса.
Долгие года вывели из чайного листа всю горечь и резкость, на их месте появилась глубина и благородство. Сложно подыскать аналог для сравнения, вкус не похож ни на один из китайских чаев. Такое ощущение, что сама природа создала этот Шен пуэр, без участия человека. Он естественен, глубок и гармоничен.
Эффект от чая проявляется сразу. Ощущения внутреннего тепла, расслабленности, как будто погружаешься в теплую реку. Родниковая вода очень хорошо подошла этому пуэру. В меру жесткая, без лишних запахов, она раскрыла чайный лист, вывела из него весь вкус и не свела в грубость.
В очередной раз Тайский Шен показал свою состоятельность, в чем-то даже эксклюзивность. При явной бедности аромата в сухом виде, он раскрывается богатым букетом при заваривании. Вода оживляет чай, весь его внутренний потенциал. Это очень яркое впечатление.
Несколькими днями позже, собирая новые сведения об усадьфе фон Мекка, мы узнали о дипломной работе студентки, в которой представлен план реставрации усадьбы.
Надеемся, что на этом история знакомства с замком фон Мекка не закончится, и у него появится вторая жизнь!