Автомобильная промышленность СССР озаботилась идеей создания отечественного автомобиля, популярного среди всего населения многонациональной страны, еще в 30-е годы XX века. В 1940 году Московский автомобильный завод имени КИМ начал разработку малолитражного автомобиля КИМ-10, образцом которого стал английский Ford Prefect. Но Великая Отечественная война смешала планы советских конструкторов, завод стал выпускать продукцию для фронта, а после победы над фашистской Германией руководство Советского Союза приняло решение о выпуске новой модели автомобиля для народа. Так появился «Москвич 400».
Советский автомобиль немецкого качества
В 30-50 годы XX-го столетия в большинстве европейских стран существовала своя модель автомобиля, олицетворявшего саму страну и демонстрирующего развитие автомобильной промышленности. В послевоенные годы советское правительство вновь поставило перед конструкторами задачу - выпустить достойное и доступное для простого народа транспортное средство.
Уже в 1946 году (4 декабря) Московский завод малолитражных автомобилей выпустил первый экземпляр модели Москвич 400. Следующий год ознаменовался массовым выпуском автомобилей данной марки. За основу советские конструкторы взяли популярный в Германии Opel Kadett K38. Данный выбор был не случайным. Выпускаемый с 1937 года немецким автопромом Кадет был заточен на серийное, массовое производство. Прочный кузов и мощный мотор идеально подходили для советских дорог.
Шасси изготавливалось на вывезенном германском оборудовании, кузова пришлось делать на советских станках, так как целых германских оригиналов не сохранилось. Война уничтожила и чертежи Opel Kadett, поэтому проект Москвича 400 стал совместным детищем советских и немецких разработчиков.
Москвич 400 – мечта советского гражданина
Советский Союз постепенно восстанавливался после тяжелых военных лет. Улучшалась экономика страны, советские граждане стали снова получать стабильную зарплату, копить деньги на покупку дорогостоящих вещей. Первые модели Москвича 400 продавались по заоблачной для того времени цене в 8-9 тысяч рублей. Такую роскошь могли позволить себе только государственные служащие и высокооплачиваемые специалисты.
Постепенно ситуация менялась в лучшую сторону. Уже в 50-годы количество желающих приобрести личный автомобиль выросло в несколько раз. При этом очередь на получение выстраивалась на год-два вперед. Учитывая развитие не стоявшей на месте автомобильной промышленности, советские граждане получали шанс обзавестись по более дорогой стоимости новой модификацией народного автомобиля – Москвичом 402
Личный выбор товарища Сталина
По воспоминаниям советских конструкторов, стоявших у истоков Москвича 400, четырехдверный седан Opel Kadett очень приглянулся Иосифу Виссарионовичу Сталину, поэтому первые модели отечественного народного автомобиля создавались как точная копия Кадета. Несмотря на уже устаревший дизайн автомобиля, возражать воле «отца народов» никто не посмел, поэтому долгие годы модели оставались неизменными как по внешнему виду, так и по техническим характеристикам. В дальнейшем разработчики все же улучшили отделку кузовных панелей и мотор автомобиля.
Внешние габариты делали Москвич 400 вполне компактным автомобилем. При высоте в 1555 мм., Москвич, весивший 885 кг., имел длину 3855 мм. и ширину 1400 мм. Капот советского автомобиля состоял из двух створок, открывающихся друг на друга с двух сторон, а радиаторная решетка имела современную тогда полукруглую форму. Боковые зеркала в первых моделях Москвича не требовались, так как дороги Советского Союза не были такими оживленными и загруженными.
Среди особенностей отечественного автомобиля, отличающего его от прочих изделий советского автомобилестроения, следует отметить напольный рычаг коробки передач, перемещенный под руль в 50-е годы, металлическую переднюю панель и размещенные справа от руля датчики скорости, расхода топлива и т.д. Увеличенный руль диаметром в 40 см, значительно уменьшал свободное пространство в салоне, а отсутствие отопительного оборудования делало поездки в осенне-зимний период не такими уж и комфортными. Задние двери Москвича открывались против движения.
Технические характеристики
Мощный двигатель Москвича 400 должен был повторять оригинал, но разработкой мотора советским конструкторам пришлось заниматься самостоятельно, так как технической документации двигателей Opel Kadett не сохранилось. В результате спереди под капотом поместили четырехцилиндровый двигатель в 23 лошадиные силы. Автомобиль мог достигать скорости до 90 километров в час. При этом на 100 километров пробега требовалось 8 литров дешевого бензина А-66.
Управлялся автомобиль механической трехступенчатой коробкой передач. Москвич 400 стал одним из немногих советских автомобилей, имеющих гидравлический привод для дисковых передних и барабанных задних тормозов. Новинкой стали и дворники, очищающие лобовое стекло от грязи. Для передних и ведущих задних колес использовались прочная резина, а изначальный размер шин 4.50-15 был увеличен до 5.00-16.
Спрос рождает предложение
Рост популярности легковушек у населения страны стал основной причиной появления различных моделей Москвича в виде фаэтона 400-420А, пикапа 400-420Э, фургона 400-422, универсала 400-421, не попавшего в серийный выпуск, модели 400-420М для работников медицины. Пробная модель 401Э-424Э в новом дизайне, также не была запущена в массовое производство.
Всего за 9 лет (с 1946 по 1954 год) с конвейера сошло более 216 тысяч экземпляров Москвича. Через четыре года с момента запуска свет увидел 10-ти тысячный экземпляр, а в 1951 году производство достигло уровня в 35 - 50 тысяч автомобилей. Популярность Москвича достигла европейских стран. Уже в 1948 году экспорт легковушки был налажен с такими странами, как Финляндия, Албания, Польша и Китай.