Найти тему
Major Пронин

Успехи наши тяжкие

Если размышления на тему успешности бизнеса довольно легко позволяют вывести ряд вполне материальных критериев, то с самими бизнесменами дело обстоит иначе. Кто он такой - успешный бизнесмен? Попробую рассмотреть ряд примеров и найти нечто общее.

В первую очередь, естественно, самый очевидный пример. Уверен, только глухой и неграмотный не слышал о первых лицах наших «естественных» монополий. Газ, нефть и иже с ними - вот та сакральная золотая антилопа, наделяющая очередного раджу замками, шубохранилищами и самолетами для питомцев. Бизнес есть? Есть! Рост активов, известность, атрибуты богатой жизни…. А где во всем этом бизнесмен? Где человек, потом рабов и кровью врагов пробивающий себе дорогу в первый дивизион? Где гениальные стратегические решения? Где все то, что рисовало нам воображение при просмотре голливудских шедевров вроде «Волка с Уолл-стрит»? Почему-то образ высокопоставленного чиновника в данном случае чаще приходит на ум. Вероятно, не без причины.

Ок, глянем в другую сторону. Вот, например, вышедший в топ на днях по количеству упоминаний владелец сети пиццерий. Что там с наркотиками - дело ФСКН. Оценим с другой стороны. Бизнес есть, рост доли рынка - озвучивается, рост оборотов - в каждой статье и на всех профильных ресурсах. Результаты после отчаянной просьбы о поддержке в сети: 1,5 ресторатора сделали репост. В комментариях к новости люди вяло переговариваются: вот, известный чел, а пиццу кто-нибудь пробовал? Спустя 40 комментариев нашёлся один человек, отозвался не вполне лестно. Это успех, ящитаю.

И опять же, зайдём с другой стороны. Вот известный человек, сетевой няшка, на протяжении почти 10 лет рассказывающий в книгах, постах и на тренингах, о том, какой он умный и подкованный профессионал. Ведь 10 лет назад он «прос...ал» такой шикарный бизнес. С такими оборотами. И с тех пор чем только не занимался. Цветы, мёд, инфобизнес. Подписчики, лайки, репосты. Известность - есть, поддержка сообщества - присутствует, сотрудничество с администрацией края и области - в наличии. А бизнес? Развивается. Уже 1,7 млн. подписчиков в группе же.

Следующий представитель российского сельского хозяйства ушёл в политику. Оставив почти елисейские поля, засаженные отборной клубникой. И нажитые непосильным трудом счета в зарубежных банках. Не Трамп, конечно, но в отечественных реалиях - почти президент. Успех как агрария закреплён документально и фактически: и в декларации о доходах, и в реестре недвижимости. Четвёртый по количеству упоминаний в СМИ а февраль 2018. Успех, однако! Вероятно, до тех пор, пока кто-нибудь добрый не принесёт в дом этого успешного человека корзинку с колбасой. Или что там носят особенно удачливым.

И снова сменим ракурс. Вот некий завод, активно работающий в одном из южных регионов России. Сотрудничающий с РЖД, появляющийся на выставках и конференциях. И столь громко представленный в сети, что каждое фото диска-ромашки собирает по 1000 лайков и сотне-другой комментариев. Статья о генеральном директоре отсутствует даже в Википедии. Медийным лицом является управляющий акционер. Получающий и шишки, и плюшки от взаимодействия с прессой, исключительно доброжелательно настроенными сетевыми троллями и патриотически заряженной общественностью. И вновь: бизнес есть, активность есть, а человека как будто нет.

Список можно продолжать бесконечно. Россия-матушка богата и талантами, и бизнесменами. Не меньше, чем ее антипод на другой стороне шарика. Только там бизнесмен становится президентом. А ряд других лидеров различных отраслей обладают такой медийной активностью, что могут переплюнуть по количеству просмотров какую-нибудь Saturday night live. У нас же зачастую медийные бизнесмены не обеспечены бизнесом, а владельцев фабрик, заводов и пароходов в лицо знает разве что секретарь. Бизнесмен в политике теряет куда больше, чем просто приватность, а политик и бюрократ в бизнесе приобретает что угодно за чужой счет. При всём стремлении к успеху вечно выпадает что-то одно: либо деньги, либо известность, либо безопасность. А уж про семью и банальное человеческое счастье речи и не идёт.