Пожалуй, нет более разнообразного в плане техники вида автоспорта, чем подъём на холм или хиллклаймбинг. Да и зрелищности этой дисциплине не занимать: мощные автомобили, извилистые дороги серпантинов и, наконец, красивые горные ландшафты. Если коротко, то суть соревнований сводится к прохождению на время горного отрезка трассы в сторону увеличения подъёма.
Хиллклаймбинг ближе всего к классическому ралли: обычные дороги общего пользования и дистанции, схожие по протяженности с раллийными спецучастками. А эффектность гонок достигается за счет техники, вернее регламента — никаких рестрикторов на впуске, жёстких ограничений минимальной массы и омологационных заводских серий.
Справедливости ради надо отметить, что помимо классического подъёма на холм в привычном понимании ещё есть разнообразные внедорожные дисциплины, но сегодня не о них.
История хиллклаймбинга началась еще на заре автомобилизма — первое соревнование провели в 1905 году на Британских островах в местечке Шелсли Уолш. На этой трассе гонки проводятся и по сей день. Хиллклаймбинг довольно быстро набрал популярность и стал проводиться по всей Европе, а чуть позже переметнулся и за Антлантику.
Шли годы, автомобильная индустрия развивалась семимильными шагами: конструкция совершенствовалась, мощности моторов росли, все время появлялись новшества, которые позволяли пилотам достигать новых рекордов. Со временем хиллклаймбинг на мировой арене автоспорта затмили другие дисциплины, и он ушёл далеко на второй план. Но возможно это позволило ему пойти по особому пути развития и приобрести уникальные черты, которых нет в других видах автоспорта.
География хиллклаймбинга
В настоящее время соревнования по подъёму на холм широко представлены как на родине — в Европе, так и на других континентах. В Старом Свете есть объединённый чемпионат — European Hill Climb Championship под эгидой FIA. Сейчас он проходит в 12 странах — в каждой по этапу и включает в себя три глобальных класса: болиды с открытыми колёсами, одноместные прототипы и кузовные автомобили, а они в свою очередь разделяются на более мелкие категории по степени доработок.
В кузовном классе последние девять лет подряд правят балом Evo разных генераций, а в прототипах — семь лет подряд побеждал итальянец Симоне Фаггиоле на Osella FA30 и Norma M20 FC.
В Великобритании есть свой островной чемпионат — BHCC, который несколько скромнее общеевропейского. В фаворитах среди техники в последнее время болиды с открытыми колёсами Gould местного производства. Кстати, та трасса в Шелсли Уолш, на которой проводилось первое официальное соревнование по подъёму на холм, до сих пор включена в календарь чемпионата. В 2005 году она чуть было не выпала из расписания, так как возникли проблемы — кончились 99 лет её аренды. Но организаторы — Midland Automobile Club (MAC) — запустили специальную кампанию и обеспечили её будущее, собрав более миллиона фунтов!
Также хиллклаймбинг проводится и в Австралии и Океании — там, конечно, не так много подходящих трасс, но есть жемчужина — новозеландское соревнование Race to the Sky («Гонка на небо»). Это 14,5 км гравийного трека со стартом на 450 метрах над уровнем моря и финишем на полутора километрах. Гостями этого события часто становятся гонщики из других стран.
Подъём на холм есть и в Африке. В ЮАР и Кении проводятся гонки в формате хиллклаймбинга, но их размах куда скромнее, да и дистанции несколько короче, чем обычно.
В Северной Америке Hill Climb прижился лучше всего, там эта дисциплина сегодня популярна как нигде. Десятки трасс и регулярные соревнования побуждают и профессиональных пилотов, и любителей готовить свои болиды и бороться за победу. Некоторые трассы настолько опасны, что организаторы закрывают доступ для зрителей, разрешая им оставаться лишь в стартовых и финишных зонах, что только подогревает интерес фанатов.
Самая известное соревнование по хиллклаймбингу не только в Америке, но и в мире — Pikes Peak, которое проводится в штате Колорадо на одноимённой горе. Его ещё называют The Race to the Clouds (Гонка в облака). Именно столетию этого соревнования и посвящён сегодняшний пост.
Pikes Peak
Помните этот кадр?
Это Ари Ватанен на Peugeot 405 T16 штурмует Пайкс Пик в 1988 году, тогда он побил рекорд и выиграл гонку, а Жан-Луи Мюррей снял короткометражный фильм «Climb Dance», который собрал несколько наград на кинофестивалях. Предлагаю пересмотреть его:
Тогда Ари Ватанен на специально построенном Peugeot 405 T16 побил рекорд Вальтера Рёрля на шесть десятых секунды, одолев дистанцию со временем 10:47.22. Его болид имел полный привод, обе управляемые оси, очень развитые аэродинамические элементы и турбомотор мощностью 780 л.с.
Итак, что же из себя представляет Pikes Peak International Hill Climb? Длина трассы 19 километров 990 метров, она включает 156 поворотов, а перепад высот составляет 1431 метр. Раньше покрытие было целиком гравийным, но потом разные участки один за другим асфальтировали из-за ужесточающихся экологических требований, и в 2012 году гонка впервые прошла целиком по асфальту.
Pikes Peak — чрезвычайно требовательная в плане пилотажа трасса, она не прощает ошибок. Отсутствие гардрейлов во многих местах, закрытые повороты с уменьшающимся радиусом, острые камни на обочинах — это ещё не все опасности горы Пайкс Пик. Главное коварство — это погода, она крайне переменчива в горах. Яркое солнце внизу на старте может смениться густым туманом или вообще снегом на вершине ближе к финишу. Кроме того, один из самых важных навыков для пилотов — хорошая память. Участникам даётся слишком мало времени для ознакомления и прописи, а шансов на исправление ошибки километровые пропасти сразу за краем дороги и вовсе не дают.
Классификация Pikes Peak International Hill Climb (PPIHC) подразумевает участие автомобилей и мотоциклов, они в свою очередь делятся на несколько классов и подклассов. В категории автомобилей в настоящее время существует 4 больших класса: Unlimited, Electric Car, Time Attack и Pikes Peak Challenge Car, они в свою очередь делятся на более мелкие подклассы. Отдельного внимания заслуживает подкласс Exhibition — «Выставочный», в нём собраны автомобили, имеющие необычную конструкцию, участники скорее не соревнуются, а демонстрируют технические достижения в области автоспорта.
Надо сказать, что PPIHC объединяет в себе самых разных участников, это могут быть как всемирно известные пилоты в составе заводских команд, так и энтузиасты, которые сами строят свои машины и приезжают в одиночку, даже без поддержки механиков.
Соревнования инженеров
Одна из самых привлекательных особенностей хилл-клаймба — крайне свободный технический регламент. Это развязывает руки инженерам, и те строят настоящих монстров, которых не увидишь в других дисциплинах спорта. Запредельные мощности, самые разные компоновки, крайне развитые аэродинамические компоненты — рай для конструкторов. Такой регламент рождает множество интересной техники, и в топовых классах, и в любительских.
Особая каста — потомки группы Б (Group B) — легендарной раллийной категории, в которой боролись наиболее мощные болиды за всю историю ралли. Наследники традиций группы Б не были ограничены раллийным регламентом и были ещё быстрее! В последнее время подобных машин всё меньше, возможно, из-за того, что на асфальте такая конструкция уже не совсем актуальна. Тем не менее достаточно вернуться в прошлое на несколько лет назад. Японский гонщик Нобухиро Таджима по прозвищу Монстр шесть лет подряд побеждал в Pikes Peak в классе Unlimited. И каждый раз он был за рулём Suzuki. Но его болиды не имели ничего общего с серийными моделями кроме названия. Даже внешне было сложно опознать прообразы, как ни старались инженеры с дизайнерами. Его автомобили как раз были скроены по заветам ушедшей в небытие группы Б, но без всяких ограничений, которые сдерживали спортивных конструкторов в 80-е годы прошлого века.
Орудием его победы в 2011 году стал Suzuki SX4 Hill Climb Special, именно на нём он выиграл схватку с Рисом Милленом на Hyundai Genesis PM580. Suzuki Таджимы представляет собой прототип, несущий элемент которого — пространственная трубчатая рама. Мотор — V6 3,1 л на базе серийного блока. Две турбины позволили снять с него около 900 л.с. Особое внимание конструкторы уделили внешним элементам, для этого даже пришлось проводить испытания в аэродинамической трубе. Снаряженная масса — около 1100 кг.
В следующем году первым в классе Unlimited и пятым в абсолюте стал Дэвид Доннер на Palatov D4PPS — маленькой и лёгкой, но очень технологичной машинке. Она была разработана и построена с нуля в Palatov Motorsport. В будущем обязательно подробно расскажу об этой компании и автомобилях, которые они строят.
D4PPS — это одноместный полноприводный прототип, построенный на основе пространственного каркаса из хромолевых труб. Компоновка очень необычная — мотор расположен в базе продольно, справа от пилота. Сам двигатель тоже уникален — это 400-сильная атмосферная V-образная восьмерка Hartley H1, сделанная из двух двигателей от спортбайка Suzuki Hayabusa. В подвеске были использованы винтовые амортизаторы Ohlins, приводящиеся пуш-родами. Их тщательно настраивал Крис Биллингс специально для этой машины. Трансмиссия тоже крайне необычная: она создана на базе кулачковой секвентальной КПП Hewland, имеет пять ступеней и шифтер с электронным управлением. При её создании львиная доля работ была направлена на снижение массы. И весь этот арсенал накрыли легчайшей карбоновой оболочкой. Поразительно другое — длина машинки всего 2870 мм, а масса около 450 кг!
Через год произошло самое громкое событие за всю историю Pikes Peak International Hill Climb — Себастьен Лёб не просто поставил новый рекорд, а побил предыдущий на полторы минуты! В 2012-м Рис Миллен на своём Hyundai проехал дистанцию с результатом 9:46.164, а в 2013 Лёб показал немыслимые 8:13.878, этого времени пока никто так и не достиг. Средняя скорость на горном серпантине составила больше 145 км/ч, а максимальная несколько раз превышала 240 — это была шестая передача «в отсечке».
Несомненно, основная заслуга в этом принадлежит филигранному пилотажу многократного чемпиона по ралли, но и конструкторы сделали большой вклад в этот рекорд. Машина строилась в подразделении Peugeot Sport в сжатые сроки и небольшой командой, но задача была выполнена отлично. Фактически за основу был взят болид 908 Le Mans: турбированный V6 3.2, подвеска, тормоза и огромное антикрыло. Этот набор инженеры поместили в пространственную раму, оснастили болид полноприводной трансмиссией с шестью передачами, которые щёлкаются подрулевыми лепестками.
Получилась забавная магия чисел: двигатель, расположенный в базе за креслом пилота, выдал 875 л.с., и общая масса болида такая же — 875 кг. Удельная мощность — 1000 л.с. на тонну, немыслимый показатель. Такую мощность помогли реализовать широченные слики Michelin 18-го диаметра на дисках с креплением центральной гайкой.
Сотню T16 набирает за 1.8, вторую — ещё через 3 секунды, а для достижения предельных двухсот сорока — надо ещё подождать 4 секунды. Такая скромная максималка оправдана конфигурацией трассы Pikes Peak, зато «короткая», с тщательно подобранными передаточными числами трансмиссия позволила автомобилю буквально бросаться от одной шпильки к другой, даже на относительно коротких участках Лёб успевал с первой сделать пять переключений вверх, а потом ещё пять вниз.
Так в копилке многих спортивных достижений Себастьена Лёба оказался новый титул — «Царь горы», который принадлежит ему до сих пор, а конструкторы подразделения Peugeot Sport очень красноречиво продемонстрировали, на что они способны.
Тем не менее много интересной техники попадается и среди обычных участников, которые не претендуют на рекорды. Один из таких автомобилей — Mazda MX-5 второго поколения дрифтера Дэнни Джорджа. Хотя Миатой эту машину назвать сложно: развитый каркас безопасности, который практически стал пространственной рамой, здоровенный LS3 под капотом, полностью другая трансмиссия и много все остального, сделанного вручную. Бородатый весельчак вместе со своей командой провёл долгую и упорную работу по постройке и доводке машины, сделал множество тестовых выездов и смог показать достойный результат на Pikes Peak.
Ещё одна заметная на Пайкс Пик машина — Ford Falcon 63-го года. Её пилот — Аарон Кауфман, участник шоу Gas Monkey Garage. Этот старенький Форд привели в порядок и оснастили V8 363 ci (почти 6 литров), который выдал больше 500 л.с. Кузов был тщательно отреставрирован, в него вварили каркас безопасности и нафаршировали всем необходимым. Например, на классической панели приборов поселился современный жидкокристаллический дисплей Racepak, были поставлены два алюминиевых ковша с пятиточечными ремнями, сзади был смонтирован гоночный топливный бак.
Чтобы заставить поворачивать эту здоровенную глыбу металла, машину максимально облегчили, убрав всё лишнее, и поставили регулируемую подвеску Ride Tech. Дополнили это огромные многопоршневые тормоза Wilwood и полуслики Toyo R888. Это классическое американское купе не смогло составить конкуренции лёгким и мощным современным спорткарам, но с учётом большой разницы в удельной мощности выглядело на подъёме очень достойно.
В рамках одной статьи сложно рассказать о всём многообразии техники для подъёма на холм. Например, тренды из мира дорожных автомобилей всё сильнее просачиваются в спорт, и серьёзную конкуренцию традиционным машинам с ДВС стали составлять электромобили.
Также среди автомобилей-участников полно экзотики — это и полноразмерные седельные тягачи, и болиды с открытыми колёсами, и пикапы класса Pro-truck.
Надеюсь, что ещё вернусь к этим замечательным автомобилям, которые существуют только благодаря либеральным техническим требованиям этого вида соревнований.