Дэвид Аллен про то, как навести порядок в делах, а супруги Гарри и Кристин (Клиффорд) Беквиты о секретах презентации себя, своих услуг или товаров в разных ситуациях.
Для тех, кто пропустил первую часть обзора, вот ссылка:
Нередко ко мне на собеседования приходили кандидаты, идеально натренированные карьерными консультантами, но эта идеальность обратная сторона искусственности. То есть данный диалог можно стараться даже не продолжать – ты прекрасно знаешь ответ на каждый свой вопрос. Вроде все правильно, а в итоге – никак. Попытки уйти в сторону, задавая нестандартные или узкие вопросы, часто заканчиваются провалом для собеседуемого – ведь за этой натренированностью, как правило, скрывается пустота. А ведь подготовить эффективную самопрезентацию может любой, даже без помощи консультантов. В помощь книга супругов Беквитов, Гарри и Кристин (Клиффорд) «Сам себе бренд. Искусство самопрезентации». Эта книга – универсальное пособие для всех, кто хочет научиться презентовать себя, свои услуги или товары в разных ситуациях. Собеседование – не исключение. Как-то я проводила эксперимент – начинала интервью с фразы «Расскажите о себе» – большинство кандидатов тушевались, не могли интересно, несбивчиво рассказать о себе или рассказывали совсем не то, что надо было (как говорится – «родился – учился – женился»).
Многие подзаголовки книги сами по себе являются четкими емкими советами, что значительно облегчает чтение, – «Закаляйте уязвимые места», «Выигрывает самый быстрый», «Четко выражайте свои мысли», «Наглядность способствует запоминанию». Каждый параграф заканчивается либо тезисом, который нужно запомнить и попробовать применить на практике, либо вопросом для самоанализа. Например: «Спросите себя: «В чем заключается моя (моего предложения) ценность?» (вспоминаем предыдущую книгу – видим, что самые ценные тезисы можно встретить у разных авторов), «Работайте над собственным имиджем» или «Идите и преодолевайте дискомфорт, и чем его больше – тем лучше».
В последние годы появилось много техник (не только скорочтение), как находить и читать только главное в книге («вода» и повторы стали нормой, к сожалению, часто одну и ту же мысль размусоливают по всей книге разными предложениями) или издательства сами стали готовить краткое содержание книги с тезисами, чтобы сэкономить время. Эта книга – прямая противоположность. В книге больше полторы сотни параграфов, при этом ее объем всего около 200 страниц: каждый параграф занимает от половины страницы до максимум двух. В ней нет никаких пространных рассуждений, только главное и по делу. Можно читать книгу не с начала, а открывая в любом месте – каждый параграф автономен. По сути, 200 страниц довольно сильно структурированной информации в сжатом виде, то есть как конспект по разным темам: имиджу, правилам подготовки презентаций и поведения, психологии делового общения и т.п.
Если советы Мари Кондо направлены в первую очередь на наведение порядка в доме, то Дэвида Аллена – в делах. Правда, также как и Кондо, он не обходит стороной разхламление рабочего места. Аллен – мастер структуризации: в своей книге «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса» он предлагает систему GTD (англ. Getting Things Done). Суть этой методики заключается в том, что все-все дела, даже маленькие, необходимо записывать, формируя списки. Тоже самое касается и идей. Для этого понадобится блокнот под рукой, скорее, даже несколько в разных местах – дома, на работе, в сумке, машине и т.п. Записывая не все дела, например, только важные крупные задачи, наш мозг постоянно отвлекается на то, чтобы прокручивать или держать в голове то, что не зафиксировали. Тем самым, не позволяя с полной отдачей заниматься важными задачами.
Многие дела, как пишет Аллен, не могут сдвинуться с мертвой точки не из-за нехватки времени, а потому, что так и не было решено, что и где для этого нужно сделать. Для того чтобы принять правильное решение, нужно сделать всего два основных шага – определить: 1) каким должен быть результат, 2) что конкретно для этого нужно сделать. Его система гениально проста: сначала нужно собрать все дела в одном месте, в почте, например, в папке входящие, на столе – в лотке и т.п. Затем, задать себе вопрос «Требует ли это действие?», при положительном ответе решить, каким именно будет следующее действие и займет ли оно меньше двух минут, и если да – выполнить его. Если на это потребуется больше времени, то решить можно ли его делегировать (тогда добавить в лист ожиданий), если нет – отложить его, добавив в календарь на конкретное время или сделать, как только возможно. Все.
Я, например, и раньше использовала списки, но именно такой структуризации у меня не было, поэтому часто возникала путаница. По итогам прочтения этой книги я добавила отдельный лист ожиданий – то есть тех дел, которые находятся на контроле, но не я должна выполнять (например, ждем ответа от работодателей), а также активнее стала применять правило двух минут. Кстати, Аллен такую продолжительность приводит в виде примера, допуская, что она может быть и иной – например, пять минут. Честно говоря, его система идет вразрез с популярными ранее – делаем только важные или важные срочные дела… Но лично для меня она оказалась намного эффективней используемых ранее.