Найти тему
ProTанки

Гордость советских инженеров бронемашина БА-10

Первая шестиколесная бронемашина БА-10 появилась в 1932 г. Производились они на Горьковском автомобильном заводе. Бронеавтомобили данной конструкции являлись логическим продолжением броневиков конструкций, типичных для Первой мировой войны. Создавались БА-10 на базе шестиколесных гражданских грузовиков ГАЗ-ААА с двумя ведущими мостами сзади. Однако ходовая часть и некоторые другие узлы претерпели изменения, прежде всего для того, чтобы они могли выдержать вес нового изделия. Компоновка БА-10 была стандартной -защищенный броней двигатель располагался впереди, башня над парой задних осей. Основное вооружение варьировалось, но по большей части оно состояло либо из 37-мм танковой пушки, либо из 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДШК. Более поздние модификации оснащались 45-мм орудиями.

Как и многие другие бронированные боевые машины, тяжелая БА-10 представляла собой довольно функциональное средство вооружения. Конструкция отличалась типично советскими особенностями - такими как возможность устанавливать гусеничные движители, чтобы повысить проходимость в условиях бездорожья. Обслуживался бронеавтомобиль экипажем из четырех человек, один из которых вел огонь из 7,62-мм пулемета, установленного справа от водителя.

БА-10 более поздних версии нередко носили индекс БА-32, хотя одна из этих модификаций иногда именуется БА-10М, что вносит определенную путаницу. Она появилась в 1937-м. В конструкции ее разработчики задействовали башню легкого танка Т-26Б с устаноаченной в ней 45-мм пушкой. На других модификациях ставились также башни экспериментальных легких танков Т-30 и танков БТ-3. Одной из наиболее странных версий БА-10 стала представленная в 1932 г. бронемашина-амфибия БАЗ. В ее конструкции был применен базовый корпус БА-10 с поплавками.

Когда в 1941-м немцы вторглись на территорию СССР, количество БА-10 и различных ее вариантов в Красной Армии составляло примерно 1200 единиц. Однако события 1941 и 1942 г. привели к значительному сокращению численности БА-10, многие из которых попали в руки немцев. Последние сочли БА-10 вполне годными к службе в вермахте. Эти бронеавтомобили использовались преимущественно для борьбы с партизанами. В германской армии БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BAF 203(r).

После 1942 г. с тех, что еще сохранились, как правило снимались башни и оборудование, кроме водительского сиденья и органов управления - БА-10 превращались в бронетранспортеры для перевозки живой силы.

Тактико-технические характеристики БА-10М

Экипаж: 4 человека

Габариты: длина 4,70 м; ширина 2,09 м; высота 2,42 м

Силовая установка: один 4-цилиндровый водяного охлаждения бензиновый двигатель ГАЗ-М-1 мощностью 85 л.с. (63 киловатта)

Боевые характеристики: максимальная скорость 87 км/ч; максимальный запас хода 320 км