Найти тему
Александр Латкин

Психология будет править миром

Александр Латкин о многовековых попытках взломать человеческий мозг.

В условиях роста уровня образования у правительств и маркетологов появляются новые идеологические инструменты воздействия на людей. Однако пока четко сформулировать законы, по которым действует человеческое сознание, невозможно – психология представляет собой набор противоречащих друг другу течений и технологий. При этом спрос на решение психологических проблем настолько велик, что даже в таком виде психология превратилась в прибыльную индустрию и ее противоречивые результаты используются в самых разных отраслях человеческой деятельности. XXI век обещает серьезные результаты в области биологии и медицины – поэтому стоит ожидать интенсивного развития психологических дисциплин.

Понять, что происходит у человека в голове и в случае необходимости что-то исправить, люди пытались с древнейших времен. До второй половины XIX века изучение души – а именно от греческих слов «душа» и «знание» происходит слово «психология» – было частью философии. Основателем психологии как науки считается немец Вильгельм Вундт, в начале научной карьеры работавший ассистентом у великого физика и физиолога Германа Гельмгольца, который изучал нервную систему и физиологию зрения. Вундт начал читать первый в мире курс по психологии, а в 1879 году создал экспериментальную психологическую лабораторию – этот год считается датой рождения психологии. Сейчас огромное наследие Вундта практически не используется. В этом проявляется одно из свойств психологии – психологи часто создают новые методы, опровергая своих предшественников.

Первой влиятельной психологической теорией и технологией стал психоанализ, основанный знаменитым австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. В 1900 году он опубликовал работу «Толкование сновидений», в которой сформулировал ряд положений своего учения. Первые годы психоанализ и фрейдизм совпадали, однако затем ряд бывших учеников Фрейда стали развивать психоанализ самостоятельно, часто критикуя своего учителя. Фрейд активно занимался медицинской практикой и формализовал свое учение, фактически превратив его в технологию. Основой его метода стали теория психосексуального развития, понятие бессознательного и выделение трех элементов личности: «Оно», «Я» или «Эго» и «Сверх-Я» или «Супер-Эго». Фрейд считал, что на одной из стадий психосексуального развития у ребенка может развиться «Эдипов комплекс» - бессознательное влечение к родителю другого пола и двойственное отношение к родителю того же пола. При работе с пациентами он использовал метод свободных ассоциаций и толкования сновидений для проникновения в бессознательное.

Фрейд во время сеансов психоанализа предлагал пациентам ложиться на кушетку, которая стала своеобразным символом психоанализа. Из-за того, что в 1938 году после присоединения Австрии к нацистской Германии Фрейд вынужден был покинуть Вену, его вещи и знаменитая кушетка пропали – сейчас в его музее-квартире находится ее металлическая копия.

Психоанализ оказался одной из самых влиятельных психологических технологий – идеи Фрейда развивали многие его последователи, среди которых особенно успешны были те, кто пытался опровергнуть своего учителя. Альфред Адлер был вначале верным сторонником Фрейда, однако не соглашался с тем, что детская сексуальность определяет формирование психики. Адлер придерживался социал-демократических взглядов и создал свой метод под названием «индивидуальная психология» - он считал, что на развитие личности влияет не бессознательное, а социальные мотивы человека, которые можно воспитывать. Другой бывший сподвижник Фрейда Карл Юнг наоборот развивал учение о бессознательном, введя понятие «коллективное бессознательное», присущее всем индивидуумам и определяемое опытом всего общества. Фрейд очень ревниво относился к развитию психоанализа без своего участия, называл оставивших его учеников «параноиками» и даже пытался обосновать такой диагноз с помощью психоаналитических методов.

Значимым развитием идей Фрейда стал неофрейдизм, приверженцы которого считали, что психика человека, прежде всего, определяется социальными факторами. Одна из создательниц неофрейдизма Карен Хорни, эмигрировав из Европы в США, обнаружила, что неврозы американцев отличаются от европейских. Поэтому она предположила, что одна из причин неврозов – подавление инстинктов социальной средой, которая в разных странах разная. Развивал идеи неофрейдизма и немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм, активно критиковавший капитализм – он ввел одно из базовых понятий современности «общество потребления». Фромм имел отношение к созданию фрейдомарксизма – попытке привнести в марксистское учение о социально-экономических причинах развития общества положения о противоречивой природе человека. Фрейдо-марксистские идеи содержатся в работах популярного до сих пор левого философа, критика капитализма и советского варианта марксизма Герберта Маркузе. Стоит отметить, что антикапиталистическая позиция не мешала создателям и приверженцам фрейдомарксизма преподавать в американских университетах. Одной из самых успешных реализаций психоанализа стало развитие идей Фрейда французским философом и психиатром Жаком Лаканом.

Не менее важным, чем психоанализ, стал бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), изучавший не сознание, а поведение человека. Бихевиоризм появился в начале XX века в США, но его основой стали исследования русских ученых Ивана Павлова и Владимира Бехтерева. Первый российский нобелевский лауреат Павлов заложил основы науки о высшей нервной деятельности, а Бехтерев основал в Санкт-Петербурге в 1907 первый в мире психоневрологический институт, комплексно изучавший психологию, психиатрию и неврологию.

Основатель бихевиоризм американец Джон Уотсон считал, что поведение можно объяснить, изучая связь физических воздействий на организм и его реакциями на них. Он полагал, что, эмоциональными и интеллектуальными реакциями можно управлять. Позже бихевиоризм, как и психоанализ, подвергался серьезной критике, но его развитие сформировало большую экспериментальную базу, и на его основе было построено несколько технологий лечения психических расстройств.

Третьим направлением в развитии психологии, в котором были достигнуты важные результаты, стала гештальтпсихология (от нем. Gestalt – целостная форма), созданная в 1912 году немецким психологом Максом Вертгеймером, который считал, что сознание нужно анализировать, не расчленяя его, а работая с целостными психическими образами. Используя положения гештальтпсихологии, в 1951 году немецкий психолог Фредерик Перлз сформулировал принципы гештальттерапии. Он начинал как фрейдист, правда позже называл время изучения фрейдизма бесполезной жизнью на кушетке. Перлз считал, что для лечения пациента нужно использовать способность психики к саморегуляции и ответственность человека за свои поступки. Поэтому задача терапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании того, что происходит в данный момент. Сторонники гештальттерапии считают, что их метод вызывает наименьшее сопротивление пациента лечению.

Психология не стала наукой, но превратилась в бизнес

Из-за того, что многие психологи и психоаналитики еврейского происхождения покинули Германию после прихода к власти Гитлера в Германии в 1933 году, психологические технологии наиболее интенсивно развивались в США. После Второй мировой войны у американского общества и государства появился большой спрос на различные психологические услуги. Благодаря быстрому экономическому росту у среднего класса появились средства на оплату услуг психоаналитиков. Военное ведомство стало использовать психологов для работы с личным составом, а полицейские получили возможность составлять психологический портрет преступника.

В СССР в середине 30-х годов психологические исследования были фактически запрещены и возобновились лишь в середине 60-х годов. Поэтому до сих пор для российского гражданина поход к психологу представляется чем-то экстраординарным.

Сейчас психология взаимодействует с различными науками и дисциплинами – активно развивается психиатрия, судебная и криминальная психология, эргономика. Важное значение психологические технологии имеют в педагогике. Психология применяется при изучении процесса восприятия человеком больших объемов разнородной информации – результаты таких исследований используются при разработке компьютерных интерфейсов. Психологические технологии применяются в формировании корпоративной культуры – идеологии крупных корпораций, которая в условиях отсутствия внятных идеологий постепенно превращается в мировую глобальную идеологию.

Психологические дисциплины сами стали бизнесом, породив очень прибыльную индустрию, состоящую из клиник, курсов и частных специалистов. В 60-е годы начали появляться различные технологии личностного роста, некоторые из которых приобрели вид тоталитарных сект – по крайней мере, многие такие тренинги обвиняются в том, что их главная цель не помощь человеку, а вовлечение его в бесконечный процесс самосовершенствования, что приносит их организаторам хорошие доходы. После развала СССР подобные курсы были очень популярны, поскольку многим казалось, что на них учат способам построить карьеру и даже всю жизнь. Интерес к таким курсам объяснятся еще и тем, что в СССР психология с 30-х до 60-х годов была фактически под запретом, а после находилась под сильным идеологическим влиянием. Поэтому постсоветский человек не всегда мог отличить полезные психологические практики от тоталитарной секты. Сейчас популярность таких курсов в России заметно снизилась, однако элементы подобных технологий применяются в различных методиках соблазнения, которые часто называются «пика-апом» (от англ. pick up – поднимать, подбирать, забирать, познакомиться). Психологические наработки активно используются в маркетинге для продвижения товаров и услуг.

Несмотря на то, то Фрейдизм современными специалистами считается чуть ли не знахарством, он играет огромную роль в культуре – большое количество произведений современного искусства, литературы и кино созданы с использованием фрейдистских конструкций. Не случайно в Музее Фрейда в Вене выставляются произведения современного искусства – художники часто используют фрейдистские схемы, исследуя комплексы современного человека.

Кинематографисты очень часто применяют фрейдистские приемы, поскольку с их помощью можно заставить зрителя отождествлять себя с персонажами. Режиссер Милош Форман в получившем 8 премий Оскар фильме «Амадей» в полной мере использует фрейдистские конструкции, описывающие взаимоотношения Моцарта с отцом и с Богом как с отцом. Зеркалом этих отношений становится жизнь Сальери, который вначале благодарит Бога за свой талант композитора, а затем проклинает его. Обет безбрачия Сальери можно интерпретировать как подавление своей сексуальности.

Одним из самых наглядных, словно адаптированных для детей, описанием фрейдизма стала кино-сага «Звездные войны», в которых отец Дарт Вейдер и сын Люк Скайуокер выясняют отношения с мечами в руках, а интерес главных героев к темной стороне Силы можно интерпретировать как невозможность до конца подавить свои запретные желания. Отражена в «Звездных войнах» и фрейдистская тема подавленной сексуальности – Энакин Скайуокер, еще не превратившись в Дарта Вейдера, влюбляется в Падме, королеву планеты Набу. Однако членам Ордена джедаев нельзя предаваться страстям – одно из положений кодекса джедая гласит: «There is no passion, there is serenity» («Нет страсти, есть спокойствие»). Запретная любовь к Падме стала одной из причин перехода Энакина на темную сторону.

Фильмы, в которых психоаналитик играет одну из главных ролей, фактически сформировали отдельный жанр – причем, чаще всего используется именно слово «психоаналитик» независимо от применяемой технологии, что еще раз подтверждает популярность учения Фрейда. Многие из таких фильмов затрагивают тему ответственности психоаналитика за судьбу пациента и этические проблемы, возникающие при возникновении близких отношений между психоаналитиком и пациентом. Часто в таких фильмах участвуют звезды первой величины.

Брюс Уиллис, играя в фильме «Цвет ночи» психолога, попытался уйти от амплуа мускулистого героя, спасающего мир. Сюжет фильма начинается с того, что герой Уиллиса приезжает в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, где прямо во время сеанса из окна выбросилась его пациентка. Он вынужден взять группу пациентов своего убитого друга и завязывает роман с девушкой, которая тайно в образе юноши участвует в сеансах групповой терапии. Кроме темы ответственности врача за состояние пациента в фильме затрагивается проблема возможности любовных отношений между ними – этот вопрос обсуждался психоаналитиками еще на стадии создания психоанализа. Фильм «Дон Жуан де Марко», в котором играют знаменитые актеры Марлон Брандо, Джонни Депп и Фэй Данауэй, раскрывает проблему влияния пациента на врача. Герой Деппа считает себя величайшим любовником всех времен, а герой Брандо, вместо того чтобы заставить его принять препараты и начать лечение стандартными методами, помогает выйти из клиники – общение с героем Деппа помогает ему по-другому взглянуть на собственную жизнь и улучшить отношения с женой, которую играет Фэй Данауэй. В фильме «Анализируй это» взаимоотношения психоаналитика (Билли Кристал) и мафиози (Роберт Де Ниро) описаны в виде комедии. Фрейдизм настолько проник в западную массовую культуру, что уже невозможно перечислить все фильмы, в которых звучит фраза: «Это проблема для тебя? Хочешь поговорить об этом?»

В советском искусстве напрямую говорить о сексуальных проблемах было нельзя. Если использовать фрейдистские схемы, то повышенный интерес людей в 90-е годы к ранее запретным темам можно объяснить подавлением их сексуальности при Советской власти. Это нашло отражение и в элитарной постсоветской культуре – многие рассказы российского писателя-постмодерниста Владимира Сорокина можно истолковать как проявление фрейдистских комплексов, поскольку его герои вначале сюжета ведут себя как описанные в официальной советской культуре люди, а в конце повествования причины их поведения явно имеют бессознательный характер.

Всемирная популярность фрейдизма проявилась и в многочисленных анекдотах, понятных даже людям, далеким от психологии. Правда, найти среди них приличный достаточно трудно: «Дедушка Фрейд попробовал в жизни все, и что ему не понравилось, он отнес к извращенцам». А слова «проговорка по Фрейду», описывающие человека, в одной фразе раскрывающего свои тайные намерения и желания, применяются к месту и не к месту.

Биология поможет психологии стать наукой

В XXI веке биологические исследования будут активно развиваться – без преувеличения нас ждет век медицины и биологии. Поэтому стоит ожидать прорывов и в изучении психики человека. Однако до сих пор ведется дискуссия о том, можно ли считать психологию наукой из-за того, что она представляет собой набор разных теорий и методов, часто противоречащих друг другу. Но такая неструктурированность психологии может помочь ее бурному развитию, поскольку в таком виде она будет более восприимчива к идеям независимых исследователей. Развитие магнитно-резонансной томографии и других перспективных методов диагностики позволит понять принципы функционирования мозга, что должно придать научности психологии.

Наиболее значимых результатов стоит ждать при внедрении психологических технологий в другие дисциплины. Весьма перспективным сейчас представляется развитие психогенетики, изучающей влияние наследственности на психологические особенности человека. Успехи в генной инженерии в сочетании с результатами психогенетики помогут диагностировать психологические болезни еще до рождения человека. Однако вмешательство в человеческую природу на уровне генов создаст множество неожиданных психологических проблем, которые придется решать с помощью новых психологических технологий. Последние достижения трансплантологии позволяют предположить, что в через несколько лет будет возможна пересадка головного мозга с сохранением сознания, что потребуют решения принципиально новых психологических проблем.

Сейчас одно из наиболее активно развивающихся направлений психологии – когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человеческого сознания. В этой области работает один из самых влиятельных мыслителей современности – американский философ и лингвист Ноам Хомский. Результаты этих исследований могут повлиять на самые разные дисциплины – от математики и информационных технологий до медицины и образования. Вполне возможно, что развитие когнитивная психологии поможет в создании систем искусственного интеллекта.

Отделившись от философии в XIX веке, психология развивалась гораздо быстрее, чем философия. Во второй половине XX века философия из науки о мироздании, о смысле жизни, о месте человека в мире, превратилась в науку о науке, о процессе познания, о знаках, о языке и стала похожа на лингвистику. Понимание природы сознания человека должно помочь в поиске ответа на вопросы, которыми и должна заниматься настоящая философия: «Кто я?», «Что такое смерть?», «Что такое Бог?» и «В чем смысл жизни?».