Если пиво японцы учились варить у немцев, то за экспертизой по виски поехали в Шотландию. Отец японского виски – Масатака Такэцуру, построивший в 1923 году первый перегонный завод – Yamazaki.
В 1933 году Такэцуру открыл собственную компанию (сейчас она известна как Nikka) и построил перегонный завод Yoichi на Хоккайдо, где климат, вода и торф максимально приближены к шотландским.
Японцы до сих пор фанатично соблюдают оригинальные шотландские технологии шаг за шагом. Для фильтрации они даже импортируют торф из Шотландии (своего оказалось мало). Выдерживается напиток, как и в Шотландии, минимум 3 года. Но есть и особенности, связанные с местным менталитетом. В Шотландии принято купажировать виски с разных перегонных заводов или даже разных производителей, в Японии компании используют только свое сырье. Иногда используется оригинальный скотч из Шотландии, но ни в коем случае не продукция японского конкурента. Следствие – не такой насыщенный букет, беднее вкус и меньшее разнообразие. Но за почти сто лет даже с такими ограничениями японцы достигли совершенства.
В 2001 году Nikka Single Cask Yoichi 10 Years Old был признан лучшим в мире виски по версии Whisky Magazine. С тех пор продукция Nikka и Suntory по очереди регулярно побеждает на самых престижных международных конкурсах, нагло опережая бывших учителей – собственно шотландские перегонные заводы.
Японцы не любят резкие запахи и вкусы, поэтому их виски очень нежный, менее дымный, а торф в нем практически не чувствуется.
Японцы не любят пить чистый виски и сильно разбавляют его. Даже синглмолт. Самый популярный коктейль называется Highball: немного виски, много льда и очень много содовой. Есть во всех питейных заведениях.
Разбавить виски водой и льдом – это целое искусство, которым владеют только опытные японские бармены. Правильно лить, правильное число раз встряхнуть – это все очень сложно и важно.
Хайболлы с виски – напиток, который японцы употребляют примерно так же, как пиво, прямо во время ужина, запивая еду. Он хорошо сочетается с традиционной рыбной кухней, но можно и с мясом.
Так что, взяв оригинальные шотландские технологии и научившись делать шотландский виски лучше шотландцев, японцы все равно употребляют его по-своему.
Кстати, многие ваши любимые марки скотча, ирландского виски и бурбона тоже на самом деле принадлежат японцам. Nikka владеет брендом Ben Nevis, Takara Shuzo – Tomatin, а Suntory – Jim Beam, Maker’s Mark, Old Grand Dad, Laphroaig, Bowmore, Ardmore, Auchentoshan, Canadian Club, The Tyrconnell, Connemara. Плюс коньяк Courvoisier и много других интересных напитков. Но это уже совсем другая история.