Съёмка экшн-камерой во многом отличается от съёмки на традиционные камеры. Задача упрощена до предела, правда плата за эту простоту иногда сводит на нет все достоинства. Простота управления и отсутствие какого-либо контроля – это далеко не всегда хорошо. Сегодня существует несколько способов управления съёмкой с использованием экшн-камеры. Какой же из них лучше и в чём различия?
Подавляющее большинство из тех, кто пользуется экшн-камерами сегодня, люди совершенно далёкие от премудростей съёмки. Настроек ISO, выдержки… специфические фразы (вроде: «прикрой дырку») чужды и непонятны им. И появление экшн-камер позволяло получать вполне достойную картинку, не вникая во все эти тонкости. Камера сама выберет лучшее сочетание настроек, исходя из фактических условий. Хотя, фактически, условия эти сложены единственным критерием – количество света.
Безучастность в процессе съёмки, в сочетании со множеством специальных креплений, с одной стороны освобождает от задачи держать камеру и следить за процессом съёмки. Повесил на грудь или голову, закрепил на рейлинге или стекле – и всё. Так думал и я, но совсем недолго.
Едва начав использовать камеры GoPro, я столкнулся с проблемой большого количества лишнего видео. Речь не о техническом браке, а о содержательном. Это в свою очередь влечёт за собой не только лишнюю работу при монтаже, необходимость отсматривать больший объём видео. Куда большей проблемой в этом случае становится заполнение карточки ненужной информацией – с одной стороны. И, столь же ненужная трата энергии камер на эту «пустую» съёмку. Два этих фактора могут сыграть дурную шутку в тот момент, когда в объективе появится что-то действительно стоящее, а места на флешке и заряда батарейки попросту не будет.
Словом, оставаться абсолютно безучастным в процессе съёмки – дело рискованное. Так, как можно решить данную проблему и максимально повысить к.п.д. от съёмки, с использованием экшн-камеры?
Компания GoPro ещё в 2013 году выпустила камеру Hero3, и следом и Hero 3+, в комплектации BlackEdition кроме креплений и бокса имелся так же и пульт управления. На крохотном дисплее полностью дублировалось меню съёмки. Более того, по заверению производителя при помощи всего одного пульта можно было управлять несколькими десятками камер. Вероятно, это так, я пробовал управлял лишь двумя. Проблема такой системы управления в непродолжительной работе пульта без зарядки и невозможности заменить его батарею; с одной стороны. С другой, оператор не видит композицию съёмки и вынужден действовать по наитию. Со временем к этому привыкаешь. И интуитивно размещаешь камеру так, чтобы в кадре оказался нужный ракурс.
Внешний дисплей.
Некоторые производители, а после и сами GoPro выпустили отдельный дисплей, что уже позволяло видеть примерную композицию кадра. Хотя, размер такого дисплея очень мал. И каких-то деталей в кадре, истинный масштаб объектов и другие особенности съёмки различить невозможно. И всё же, это точно лучше, чем ничего. Но решает лишь одну из нескольких проблем.
К примеру, если ваша задача установить камеру так, чтобы в объектив попадала определённая часть лодки или автомобиля – вы можете сделать это с помощью дисплея. Но, как я уже сказал, с опытом появляется чувство кадра и такая возможность становится второстепенной. Тем более, если камера установлена в креплении на голове или груди… возможность видеть процесс съёмки на дисплее отсутствует. Зато, остаётся нагрузка на аккумулятор. Который и без того разряжается довольно быстро. Словом, такое решение никак нельзя назвать панацеей.
Управление со смартфона.
Функция так же не нова и широко применялась ещё лет пять назад в случае с той же GoPro. Используя специальное приложение для мобильного устройства и WiFi поле, создаваемое экшн-камерой, можно получить картинку на свой гаджет с камеры в реальном времени. Ну, почти в реальном. Поскольку задержка в зависимости от расстояния составляет от 1-2 до 5 секунд. Да и сама картинка не ровная, рывками. Но всё же. В этом случае у вас есть ряд заметных преимуществ.
Прежде всего, возможность видеть композицию удалённо. Не важно, находится камера в нескольких метрах от вас или установлена на голове. Благодаря большему размеру дисплея, информации уже значительно больше. Некоторые камеры позволяют осуществлять детальную настройку камеры. Как, например, DJI, со своей знаменитой Osmo или камерой на дроне. GoPro и большинство китайских аналогов дают возможность лишь отслеживать картинку и доступ к основным функциям меню.
WiFi, разумеется, увеличивает расход энергии самой камеры, но не так сильно, как приложение увеличивает расход энергии девайса. Не имея возможности для подзарядки, используя для съёмки основной смартфон вы рискуете довольно быстро остаться без мобильной связи. Это один из основных недостатков такой системы управления.
Вторая проблема находится в плоскости условий съёмки. Использование экшн-камеры чаще всего сопряжено с уличной съёмкой, иногда в не самых благоприятных условиях. Задействовав смартфон или планшет в этом процессе, вы подвергаетесь большему риску уронить его или повредить как-то ещё. В этом случае, лучше использовать более устойчивую модель. Либо, модель, которую не жалко разбить.
В любом случае, такой способ управления камерой тоже нельзя назвать идеальным. Если вы планируете постоянно контролировать процесс съёмки, используя планшет или смартфон – ваши руки будут заняты и пропадает вся идея использования экшн-камеры и специальных креплений.
Пуль с монитором.
Пройдя довольно долгий путь и уже почти отчаявшись найти какое-то оптимальное для себя решение, в мои руки попала экшн-камера Sony F3000. Технические особенности и потенциал камеры опустим. Это тема отдельного разговора. На корпусе есть небольшой дисплей, аналогичный тому, что много лет используется на GoPro. Он открывает доступ лишь к настройкам меню. Рассказывает о состоянии батареи и оставшемся объёме карточки, конвертируя эти данные во время, исходя из текущих настроек камеры. Это удобно. Но не решает всех тех проблем, о которых я говорил ранее.
Но тут в Sony сделали «ход конём» и укомплектовали камеру пультом дистанционного управления с LCD монитором. Который так же открывает доступ ко всем настройкам меню, но главное, проецирует картинку. Причём делает это почти без задержки. Особенно если двигаться не слишком быстро и оставаться поблизости от самой камеры.
И что тут такого, ровно тоже самое делает и смартфон, скажите вы! Но не тут-то было. Ведь аккумулятор вашего смартфона в этом случае уже будет оставаться нетронутым, что позволит оставаться на связи больше времени и он уже не будет подвергаться риску. Всё же, потерять пульт или разбить хороший смартфон – потери не равнозначные, согласитесь?
Более того, данный пульт выполнен в форме наручных часов, что автоматически освобождает руки. Не сковывает движения и одновременно с этим позволяет чувствовать себя более надёжно, ведь он хорошо закреплён и никуда не денется. Кстати, и зарядки аккумулятора хватает на большее (в сравнении с перечисленными выше девайсами) время. Скорее сама камера разрядится пару раз. Тут я не могу похвалить Sony.
Единственный недостаток, который, возможно, решается – слишком короткий отрезок времени, в который дисплей отображает картинку с камеры. После чего уходит в спящий режим. Т.е. такая система удобна для того, чтобы выставить композицию и быть уверенным, что в кадре именно то, что вам нужно. Впрочем, достаточно нажать на одну из кнопок пульта и картинка вернётся. Так что, проблема не безнадёжна.
Есть и ещё один существенный плюс. Вы можете дистанционно выключать и включать камеру с пульта. Тем самым существенно экономить энергию. Представим ситуацию, когда камера установлена на тарге катера, для того, чтобы запечатлеть процесс борьбы с рыбой. После поклёвки в обычной ситуации вам придётся подходить к ней, включать саму камеру, а через несколько секунд и запись. А если не выключать камеру, то велик шанс, что, когда настанет время снимать: аккумуляторы уже будут разряжены. В данном же случае необходимо лишь нажать две кнопки на пульте. Одна из которых включит пуль и камеру, а вторая запись видео. Правда, стоит быть готовым к тому, что соединение с камерой не будет мгновенным, в среднем оно занимает до 15 секунд.
Экшн-камеры своим появлением совершили настоящий переворот в мире съёмки видео. Но вместе с ним принесли и террабайты совершенно ненужного материала. Те, кто по каким-то причинам не владеет самой простейшей «монтажкой» и не способен хотя бы вырезать лишнее, то и дело выкладывают десятки минут ненужного видео, из которого лишь 1-2 заслуживают внимания. Правильное управление экшн-камерой позволит избежать этого, а так же оптимизировать энергозатраты и более эффективно использовать объём памяти флешкарты. Как следствие, и собственное время, что может быть куда более ценным ресурсом!
Экшн-камеры своим появлением совершили настоящий переворот в мире съёмки видео. Но вместе с ним принесли и террабайты совершенно ненужного материала. Те, кто по каким-то причинам не владеет самой простейшей «монтажкой» и не способен хотя бы вырезать лишнее, то и дело выкладывают десятки минут ненужного видео, из которого лишь 1-2 заслуживают внимания. Правильное управление экшн-камерой позволит избежать этого, а так же оптимизировать энергозатраты и более эффективно использовать объём памяти флешкарты. Как следствие, и собственное время, что может быть куда более ценным ресурсом!
Dmitry Matveev // ItodorTV (c) 2018, фото автора и из открытых источников