Найти тему
Медиашкола

Бывшие в употреблении, часть 1

Оглавление

Бывшие… как много в этом слове! Ладно-ладно, успокойтесь, не буду ранить ваши чувства. Мы о бывших в употреблении вещах. Лакомый кусочек или фобия? Выгодная покупка или риск аферы? Добро или зло? Раз уж мы перешли на такие категории, то можно смело сказать, что впереди статья о добре и (муахаха!) зле. Поехали!

И сразу же ответы на главные вопросы жизни, вселенной и всего такого.

  • Имеет ли смысл присматривать цифровую камеру б/у? Да, но аккуратно.
  • Можно ли покупать объектив для камеры с рук? О, да! Нужно только уметь проверить.
  • А плёночная камера… её можно брать б/у? А вы таки видели новые?
-2

Общая теория бывших в употреблении вещей

Чем проще вещь, тем надёжнее покупка с рук. Ведь вы никогда не сомневаетесь, не обманывают ли вас, покупая, скажем, шкаф? Ну а что там сомневаться? Вот он: сколов нет, стоит, не качается, все ручки-дверцы на месте, нигде не скрипит, — красота, берём! Так будет с мебелью, посудой, одеждой и прочими вещами, не оснащёнными сложными механизмами.

Другое дело — техника. Например, мобильный телефон. Часто мы не обладаем достаточным уровнем знаний, чтобы суметь проверить в нём абсолютно все функции, да и если всё будет работать сегодня, не факт, что завтра ваша свежая покупка включится или не выдаст маленький, но обидный глюк. Скрытая неисправность — это наибольший фактор риска, и здесь вы не защищены гарантией и законом о защите потребителей. Но в фототехнике этот риск можно свести к минимуму.

Вопросы составления объявлений в интернете, выявления перекупщиков, «кидал», «барыг» останутся вне поля нашего внимания. Если вы не видите «разводы», вряд ли эта статья как-либо поможет этому досадному факту. Не будем говорить и о том, что товар необходимо проверить по фотографиям до покупки, созвониться с продавцом, узнать комплектацию и подробности (кстати, не стесняйтесь задавать вопросы). Точка старта будет другой. Вы уже выбрали фототовар и хотите убедиться в его качестве.

-3

Что нужно знать, чтобы купить объектив

Объектив, хоть и является трудом сотен инженеров, в плане проверки и сложности диагностики ушёл недалеко от кухонного комбайна. Чтобы проверить объектив, нужно понимать, как он работает, и какой функциональностью обладает.

Самое первое — внешний осмотр. Тут сложно ошибиться. Не нужно бояться потёртостей, мелких царапин и грязи: ищите следы нарушения геометрии, деформации, сколы, следы ударов. Именно падения чаще всего фатальны для объективов.

Дальше пойдём от общих качеств и функций всех объективов к наиболее редким. Линзы. У любого объектива есть линзы. Если у вашего объектива их нет — вы не из нашего измерения, будьте добры, возвращайтесь обратно. Линзы должны быть чистыми (если продавец позаботился и протёр — отлично, если нет — протрите сами), не должны иметь сколов, пятен, следов «сходящих плёнок». Это очевидно. В прямом доступе у нас только передняя и задняя линза объектива, и им обеим нужно уделить достаточно внимания. На стёклах можно обнаружить даже плесень. Посмотрите объектив на просвет, там тоже можно выявить какие-нибудь инородные тела.

То, что не выявит общий осмотр стёкол, покажет картинка с камеры. Приезжайте со своей, чтобы быть уверенным, например, что вот это пятнышко на фотографии — это частичка пыли на вашей матрице, а не дефект объектива. Вооружитесь белым листом бумаги и снимайте на разных значениях диафрагмы: бо́льшая часть проблем будет видна на прикрытой диафрагме. Понятное дело, что для того, чтобы закрыть диафрагму, нужно много света — встречи вечером под фонарём не подойдут.

Кстати, о диафрагме: проверьте, что все её значения отрабатывают корректно. Пройдитесь по всем значениям с открытой до минимально закрытой и нажимайте кнопку репетира диафрагмы (часто можно назначить на функциональную клавишу камеры; репетир закрывает диафрагму на выставленное значение, но не производит «выстрела»). Геометрия не всегда бывает идеальной (незначительные отклонения от круга в пределах нормы), но стремиться к окружности отверстие диафрагмы должно всегда.

Главный бич и самая частная проблема — фокусировка. Приготовьтесь, тут посложнее. Наверняка вы покупаете автофокусный объектив. Если нет — ваше же счастье, многие из главных ненастий обойдут вас стороной. Фокусируйтесь на проверяемом объективе долго и упорно: выбирайте разные расстояния, разные фокусировочные точки на камере и фокусные расстояния (если выбираем зум). Всё должно быть идеально. Редкие (или не слишком редкие) промашки по фокусу могут являться особенностью объектива, но вы об этом наверняка читали раньше и были готовы. Это чаще касается движущихся объектов и банальной скорости фокусировки. В идеальных же условиях промашки возникать не должно. Если объектив стабильно «не попадает в цель» — это называется бэк- или фронт-фокусом. Бэк — если объектив всё время фокусируется чуть дальше нужного объекта, фронт — если чуть ближе. Английским владеем, понимаем. Если фронт/бэк-фокус стабильный — объектив, как правило, подлежит настройке (в некоторых камерах есть самостоятельная микроподстройка фокуса) мастером. Если вы готовы прибавить к цене стекла одну-две тысячи рублей на юстировку и некоторый риск на то, что выполнить её не получится (крайне редкое явление при стабильном нарушении фокусировки) — эту проверку объектив прошёл. Если же фокус ошибается в разные стороны — отдавайте стекло и бегите. Этот объектив вам не нужен. Удобным инструментом для определения нарушений фокусировки является фокусировочная мишень — её вы всегда можете найти в интернете и распечатать на обычном листе бумаги.

-4

Отдельный момент — звуки объектива. На самом деле, я видел много жужжащих, скрипящих и кряхтящих стёкол, которые были полностью исправны, идеально фокусировались и выдавали качественную картинку. Но это скорее исключение, чем правило. «Тревожным звоночком», после которого лучше перестраховаться и не брать объектив, может стать хруст или неравномерный звук — такое бывает при надломах внутренних шестерёнок и других механических деталей.

Переключатели на объективе должны работать. В ручном режиме не должна работать автоматическая фокусировка, в автоматическом всё должно происходить по мановению камеры. В смешанном (имеет разные обозначения, например M/A) режиме должна работать автоматическая фокусировка, но кольцо наведения резкости должно вращаться не впустую.

Стабилизаторы. Проверьте их в деле! Ставьте выдержку 1/30 и дольше, и делайте снимки, поочерёдно включая и выключая стабилизатор. Разница будет видна невооружённым глазом, если со стабилизатором всё в порядке.

Пунктов не так много, а если пройтись по каждому и скурпулёзно убедиться в выполнении — получите отличный объектив по низкой цене! Берегите стёкла, и они прослужат вам ещё очень долго. Может, и не только вам. Кто знает?

Продолжение следует...

Автор статьи: Александр Кучин