- В Тбилиси есть драматический русский театр Грибоедова, - написала мне тогда еще действующая френдесса ЖЖ. - Но он совсем не популярный, в него разве что бабушки иногда ходят.
Ираклий передал меня с рук на руки Гранту. Грант живет в спальном районе Тбилиси.Ехать сначала на метро, потом на маршрутке. Квартира примечательна росписью потолков и стен, которую выполнил сам дедушка Гранта - известный в свое время художник.
Грант помимо своих музыкальных талантов - супер-пупер компьютерный спортсмен. За компьютерной игрой может проводить до 20 часов в сутки.
- Грант, дорогой, да брось ты его, этот компьютер, давай лучше в театр сходим.
- В театр? Грибоедова? Да, можно в театр. Сейчас позвоню, может сегодня играет тетя,- он назвал имя матери своего друга.
Тетя сегодня не играла, но мы все равно пошли. Опоздали на семь минут, да вдобавок в кассе никак не находилось сдачи с двадцатиларовой бумажки. Кассирша пообещала занести сдачу потом, что и сделала, когда мы уже сидели в зале, потихоньку. Билет,кстати - 5 лар, совсем не дорого.
Зал небольшой, камерный, уютный. Что за публика находилась в зале я смог увидеть только потом, в антракте.
Давали "Грозу". Нас, советских детей умученных "лучом света в темном царстве" трудно заставить перечитать эту пьесу. Лично я и смотреть не пошел бы, предпочтя что-то не из школьной программы. Но тут выбора не было, в другие дни я бы мог и не попасть в театр.
Сразу скажу: мне понравилось. Не буду тут выписывать весь рецензионо-критический анализ, возможно потом, уже дома я напишу-таки полноценную рецензию, просто отмечу, что я увидел яркое режиссерское решение материала, "избитого-перебитого".
Где островско-волговские типажи и где современная Грузия? Оказалось, что очень рядом, а решение некоторых образов, мне показалось, просто взято с улиц Тбилиси.Или России? Я думаю, что режиссер отправлял зрителя и к российским реалиям тоже. Либо они очень похожи на реалии грузинские.
Вот Тихон, который здесь вовсе не Тихон в привычном представлении. Типичный быдлогопник со шрамами на лысой башке. Мать он ненавидит, но "понятия" есть "понятия", он уважает эти самые "понятия" а не матушку.
Матушка, Кабаниха. Столь много нюансов слилось в этом образе. Кабаниха здесь не воплощение мирового зла, деспотизма или костного традиционализма, хотя все это неотъемлемые частички образа. Это действительно любящая, хоть и весьма своеобразной любовью мать, искренно желающая добра своему сыну. Жесткая,властная, бескомпромиссная, ревнивая, но и, как это не парадоксально, нежная и страдающая.
Эх, не позволяет мне сейчас время подробно рассказать о том, что я увидел, отметить весьма интересные на мой взгляд, все без исключения, образы созданные актерами на сцене, режиссерские находки. Чего только стоит Волга, воплотившаяся в двух не то прорубях (летом), не то ямках с водой? Персонажи пытаются умываясь из этих ямок чуть смягчить предгрозовую духоту, но нет уже Волги, остались две лужицы, не победить удушливости этого мира...
В антракте, когда мы с Грантом обсуждали увиденное, ко мне обратилась бабушка:
- Простите, а вы считаете, что то, что мы сейчас видели, это действительно Островский, действительно "Гроза"?
Мне сразу вспомнилось Как Киса с Бендером обсуждали авангардистскую постановку "Женитьбы" авангардистского театра на гастролях как раз в Тифлисе)), Хотя нет, эта сцена было еще в Москве, а Тифлисе приятели просто пропьянствовали неделю и не ходили в театр.
Но я не стал, конечно, говорить бабушке про стулья, просто сказал, что режиссер вполне имеет право на такое видение, это современный взгляд на классический материал, режиссер расставил акценты так, как посчитал актуальным для данного времени и места. Да, Катерина не такая, какой ее привыкли видеть, так сейчас и не времена Островского, люди, отношения, коммуникации и их качества, все поменялось. И данная режиссерская постановка есть не прямая иллюстрация текста, а смелое режиссерское решение под углом зрения автора спектакля. Лично меня это решение вполне устроило, я не увидел неуважения к Островскому, мне наоборот это решение понравилось. Бабушка внимательно меня слушала и потом сказала:
- Да, спасибо, наверное вы правы, но я все-равно не могу воспринять Катерину такой. Вот старая труппа... - Ну и дальше про то что "раньше и летом было теплее и зимой холоднее". Милая, дорогая интеллигентная бабушка, дай вам все боги здоровья и радости. Кстати, эта бабушка была единственной бабушкой на спектакле. В зале заполненном процентов на 80 в основном были молодые люди и люди среднего возраста, а так же несколько совсем детей.
Не знаю как там работала старая труппа, но эти актеры, как потом выяснилось все грузины, мне понравились, отлично работали, выкладывались на сцене без халтуры. И говорили абсолютно на чистейшем русском языке. Браво, театр имени Грибоедова! Хорошо, что негативная информация о театре не подтвердилась. Спасибо актерам, режиссеру и всему коллективу.