Sony — одна из немногих компаний в мире, которой принадлежит множество инновационных разработок в сфере аудиотехники. Так, например, в 1982 году японская фирма представила первые в мире наушники вставного типа Sony MDR-E252, в которых был установлен динамик диаметром 16 мм. В 1999 году Sony снова оказалась первой, выпустив внутриканальные наушники MDR-EX70.
Но раз уж об этом зашла речь, в этой области они были первыми лишь по мнению людей, составлявших историческую справку на официальном сайте Sony. Американский исследовательский центр Etymotic Research ещё в 1991 году представил действительно первые в мире внутриканальные наушники Etymotic ER-4, которые выпускаются до сих пор без каких–либо изменений. Но это уже совершенно другая история, о которой я расскажу в другой раз. Весьма вероятно, что на сайте имелись в виду первые внутриканальные наушники потребительского назначения, и с этой точки зрения Sony действительно могли быть первыми. Etymotic ER-4 хоть и появились раньше, но были (и остаются) чрезвычайно специфичными наушниками, ориентированными в первую очередь на профессионалов, работающих со звуком. Что ж, закончим на этом небольшое отступление, и перейдём ближе к наушникам, которые в дальнейшем будут фигурировать в данном обзоре — Sony XBA-3. Данная модель относится к линейке внутриканальных наушников Sony, использующих излучатель с уравновешенным якорем (англ. Balanced Armature), а сами наушники такого типа на сленге называют «арматурными». Цифровой индекс в модели XBA-3 указывает на количество этих самых «арматур». Также существуют модели XBA-1, 2 и 4 с одним, двумя и четырьмя излучателями, соответственно. Для разъяснения ситуации с пресловутыми «арматурными» наушниками я хотел бы очень коротко пробежаться по их конструкции и принципу действия.
Технология уравновешенного якоря
Не будем изобретать велосипед и просто скопируем часть статьи из «Википедии», в которой всё просто и коротко объясняется: «якорь представляет собой металлическую пластину, похожую на букву «П», вокруг которой располагается звуковая катушка. Якорь подвешен (уравновешен) таким образом, что его движение возможно только вокруг оси, проходящей через центр той его части, которая находится внутри магнитного поля. Электрические сигналы вызывают колебания магнитного поля, в результате которых якорь поворачивается туда и обратно вокруг своей оси, передавая усилие через специальный рычаг на мембрану, которая, в результате, производит звуковые волны. По внешнему виду эти наушники обычно отличаются от прочих более вытянутой в направлении звукового канала формой, цилиндрической или немного сплющенной».
Традиционно производители «арматурных» наушников используют отдельные излучатели на каждый из трёх диапазонов частот. Сами драйверы подключаются через кроссоверы — фильтры высоких и низких частот,— с помощью которых оптимизируют работу нескольких драйверов для получения оптимального звучания. Но Sony пошли иным путём: во всех своих «арматурных» моделях они используют одну и ту же модель широкополосного излучателя, которую настраивают с помощью пассивных акустических фильтров на разное звучание, применяя в зависимости от модели различные комбинации этих драйверов. Стоит отдельно отметить, что Sony использует «арматурные» излучатели собственной разработки, что, безусловно, можно считать большим достижением. Такие фирмы, как Shure, Westone, Ultimate Ears, JH audio, Etymotic Research и Audio-Technica, при разработке наушников подобного типа используют драйверы либо фирмы Knowles, либо Sonion.
Конструкция наушников и эргономика.
Корпус у Sony XBA-3 состоит из двух частей: внешняя оболочка сделана из прочного ABS–пластика, а внутренняя часть, в которой расположены сами излучатели, выполнена из магния. Хоть корпус наушников и обладает довольно большими размерами, но, несмотря на это в ушной раковине наушники располагаются комфортно.
Кабель сделан из литцендрата — это многожильный провод, каждая жила которого покрыта изолирующим лаком. Применение столь не дешёвого кабеля в наушниках подобного класса полностью оправдано, так как такой экзотический проводник позволяет передавать сигнал без потери качества. Разъём — стандартный mini-jack 3,5 mm, штекер угловой.
Эргономика кабеля не самая продуманная и можно выделить, по крайней мере, два очень не приятных момента. Во–первых, провод несимметричный, что в теории должно положительно сказываться на удобстве ношения наушников, но инженеры Sony выбрали очень неудачное, по моему мнению, соотношение длин левого и правого кабеля; левый кабель хотелось бы сделать длиннее, а правый — укоротить. Во–вторых, при ношении кабель создаёт очень сильный микрофонный эффект, что вкупе с высоким уровнем шумоизоляции заметно мешает вдумчиво слушать музыку. Устранить такой неприятный эффект можно, закрепив кабель на одежде с помощью прищепки, которую, к сожалению, Sony в комплект поставки не включила. Хочется верить, что зажим появится в новых ревизиях Sony XBA-3.
В комплекте с наушниками идёт шикарный футляр из кожзама. Пренебрегать использованием таких вещей я бы не стал потому, как хранение наушников в аккуратно сложенном виде здорово продлевают их срок службы.
Качество звучания Sony XBA-3
Как я уже отмечал в начале данного обзора, Sony XBA-3 весьма специфичны по меркам «арматурных» наушников. Обычно такие наушники обладают сухим и аналитическим звучанием (если не рассматривать модели класса Hi-End), которое приходится по вкусу далеко не всем. Но в случае с XBA-3 излишне «сухого» звучания не наблюдается. Здесь, в общем и целом звук можно охарактеризовать как «среднее арифметическое» между «топовыми» динамическими вставными наушниками и «арматурными»: диапазоны всех частот идеально сбалансированы, звук детальный, а тембры и призвуки звучат натурально. Если вы привыкли к хлёсткому и мощному басу динамических наушников, то на первых порах будет складываться ощущение слабого баса. Но на самом деле с низкочастотным диапазоном проблем нет и проработан он здорово. Средним частотам, по моему мнению, совсем немного не достаёт энергии, чтобы наушники действительно можно было назвать идеальными, но это уже придирки. К высокочастотному диапазону претензия только одна: заметные искажения, особенно при прослушивании записей с агрессивными «верхами». Создаётся впечатление, будто внутрь наушников попало несколько маленьких песчинок, подпрыгивающих на диафрагме излучателя. Это тяжело назвать придиркой, здесь всё же речь о явном инженерном просчёте. Хотя, я не берусь утверждать, что «песчаные» призвуки будут заметны каждому слушателю. Если на искажения не обращать внимания, то высокие частоты очень детальные, «воздушные» и в то же время мягкие; сибилянтов — излишние резкого звучания, — нет, даже если слушать записи не самого высокого качества. Отдельно хотел бы отметить, что звучание Sony XBA-3 сильно зависит от посадки наушников в ушных каналах и подбора подходящих по размеру амбушюр, благо их в комплекте идёт семь пар: четыре пары из обычного силикона и три так называемых гибридных, внутри которых находятся поролоновые вставки.
Графики и измерения
Все графики взяты с сайта www.innerfidelity.com
График АЧХ имеет вполне ровную форму. Хорошо видно, что низкочастотный диапазон отлично проработан и его граница находится далеко за пределами слышимости.
На графике виден высокий процент искажений на диапазоне от 2 до 5 кГц. По меркам «арматурных» наушников это плохой показатель, но, как утверждают на профильных форумах, этого недостатка лишена модель Sony XBA-30, которая продаётся в рознице только в Японии. Внешне они отличаются от Sony XBA-3 только цветом корпуса.
На первом графике показывается переход от средних частот к низким, и также указывает в какой фазе находятся низкие частоты. Форма первого графика указывает на хороший уровень низких частот в звуке наушников.
На втором графике показывается переход от высоких частот к средним. Форма получившейся волны указывает, что звучание в большей степени обладает средними частотами по сравнению с высокими. Изогнутая форма импульса также символизирует «зернистость» звука на высоких частотах, о чём я уже упоминал.
Наушники, участвующие в данном обзоре, находились у меня в пользовании около полутора лет, после чего я отдал их своему другу. За это время XBA-3 успели зарекомендовать себя только лишь с положительной стороны, и у меня нет ни единого сомнения в том, что они проработают у нового владельца ещё не один год. Все мелкие недочёты, будь то несимметричный кабель не самой удобной длины, или довольно заметные искажения на диапазоне высоких частот, перекрываются их замечательным звуком, который подойдёт совершенно под любые музыкальные жанры, комфортной посадкой в ушных каналах и потрясающей шумоизоляции. Великолепные наушники на каждый день, которым действительно не просто подобрать конкурентов.