Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Римский император - безумный жрец бога Солнца

В историю Рима император Гелиогабал вошел как человек крайне развратный, имевший необузданный нрав. Он превзошел всех: Нерона, Тиберия, Калигулу – императоров, известных изощренностью и безумством своих поступков.

Бюст Гелиогабала
Бюст Гелиогабала

Правил он всего 4 года (с 218 по 222 год), но как можно было его терпеть и эти 4 года. По отцу он являлся потомком аристократов из сирийского рода Вариев. Имя, данное ему при рождении – Бассиан Варий Авит.

По материнской линии он приходился двоюродным племянником римскому императору Каракаллу. Отец, дед и прадед Бассиана были финикийскими жрецами и поклонялись богу солнца Элагабала. Уже в 13 лет Бассиана посвятили в сан первосвященника.

Неподалеку от сирийского города Эмесы, где он жил со своей матерью после смерти императора Каракаллы, находился лагерь римских легионеров. Они служили династии Серверов, к которой принадлежал убитый император. Посещая храм, легионеры встречали там красивого мальчика-первосвященника. Их поражали великолепие и пышность нарядов юного жреца, так похожего обликом на их любимого императора. К тому же, они получали щедрые подарки от бабушки Бассиана, получившей наследство после своей сестры (матери Каракаллы). Она же распространила слух о том, что Бассиан был внебрачным сыном Каракаллы, имевшем близкие отношения с его матерью.

В итоге, 16 мая 218 года н. э. Бассиан был провозглашен римским императором, которого поддерживали не только легион Серверов, но и большая часть греческих легионов. Действующий император Макрин был свержен и убит, после чего его место занял 14-летний Бассиан. Его стали называть Гелиогабалом (Элагабалом) в честь сирийского бога.

Огюст Лёру. «Триумф Гелиогабала»
Огюст Лёру. «Триумф Гелиогабала»

Во главе процессии, вступавшей в Рим, несли его портрет - дар сенату. На портрете был изображен юный император, облаченный в одеяние священника. Согласно финикийским и мидийским обычаям это был долгополый шелковый халат, украшенный золотом. На голове возвышалась корона, руки, ноги и шея были увешаны бесчисленными украшениями в виде колец, браслетов, ожерелий из золота и драгоценных камней. Его лицо было набелено, нарумянено. Брови нарисованы черной краской. Сенат был вынужден признать, что на смену отечественным императорам-тиранам, от которых столько натерпелся римский народ, пришел император с необузданным восточным темпераментом, привыкший к извращенной роскоши. Его поступки стали воплощением сирийских и римских пороков.

Римский Сенат увидел унижение в том, что в него допускались инородцы – азиаты. Раньше об этом и речи быть не могло. Магистратура состояла из вольноотпущенников, актеров и слуг. Занять ответственную должность мог понравившийся императору танцор или шут. Звание наместника, легата, консула он присваивал случайным людям, чем только позорил власть.

Должности также продавались, но наибольшее возмущение вызывало то, что он раздавал их мужчинам, с которыми вступал в развратную связь.

Рафаэль Саделер «Гелиогабал и мудрые женщины»
Рафаэль Саделер «Гелиогабал и мудрые женщины»

Большим ударом и несмываемым позором для римлян было то, что Гелиогабал всячески поощрял смешение верований. По его повелению на Палантине воздвигли храм бога Солнца.

При этом туда были занесены такие святыни римской религии, как анцилии, палладиум и огонь Весты. Их расположили на втором плане, что глубоко оскорбляло религиозные чувства каждого римлянина. На первом - символ в виде черного камня, который отождествлялся с богом Солнца. На богослужение, проводимое им в этом храме, должны были в обязательном порядке являться все высокопоставленные лица Рима. Он выходил к ним в сирийском одеянии. У него было напудренное лицо, подведенные глаза и наведенные брови. «Священный» танец, которым заканчивалась церемония, представлял собой пляску-оргию вокруг алтаря. Исполнять его должны были девушки из хора.

И наконец, верхом непристойности, богохульства и жестокости стала церемония венчания бога Солнца и богини Тианит из Карфагена. После этого состоялось его бракосочетание с насильно приведенной для этого весталкой, давшей обет целомудрия.

Долго можно рассказывать о его сумасбродных выходках и извращенных, жестоких поступках.

Его расточительству, мотовству не было предела. Он носил одежды только из дорогих шелков, отделанные драгоценными украшениями, и никогда второй раз ни одну одежду не надел. Более того, и бани для него после каждого мытья строились новые. Его собак кормили гусиной печенью, а лошадей - арамейским виноградом. Непревзойденные по роскоши были устраиваемые им пиры, где в блюдах могли присутствовать и золотые шарики в горохе, и янтарь в бобах, и жемчуг в рисе. Здесь же, на этих роскошных балах, он мог коварно расправиться с неугодными гостями. Сажал он их на особые "почетные" места, и, в разгар пира, вдруг на них начинали лететь лепестки роз и сыпались до тех пор, пока не покрывали их с головой. Люди задыхались.

«Розы Гелиогабала». Картина Лоуренса Альма-Тадемы (1888)
«Розы Гелиогабала». Картина Лоуренса Альма-Тадемы (1888)

Бывали пиры и для бедных, которые тоже не обходились без подвоха. Наряду со студнем из рыб и крабами могло быть блюдо с битым стеклом. Ради смеха приглашал на них юродивых и людей с физическим изъяном (косых, горбатых, одноногих).

Он был уверен, что все боги - слуги его солнечного бога, которому постоянно приносились человеческие жертвы. Для этого по всей Италии отбирались красивые мальчики у знатных семей. Иногда он их, до того, как принести в жертву, заставлял участвовать в его оргиях, бесстыдно ублажал свою похоть.

Казни, проводимые по его приказу, кровью заливали всю Италию. Терпение римлян подходило к концу.

Веря предсказанию жрецов, которое гласило, что его ждет смерть насильственная, Гелиогабал готовился к этому. Только считал, что насилия он допустить не должен и, в роковой час, принять смерть, достойную императора, только от собственной руки. Для этого во всех уголках дворца лежали шелковые с золотыми нитями веревки, кинжалы из чистого золота, яды в драгоценных флаконах, которыми он мог бы воспользоваться в роковую минуту. Он и башню построил, двор которой был вымощен плитами из золота и драгоценных камней. Все для того, чтобы в минуту смертельной опасности броситься с башни вниз, и чтобы кровь его и мозги текли по золоту, а не по грязной земле.

Но ничем воспользоваться ему так и не пришлось.

Бабушка, с чьей помощью Гелиогабал стал на этот престол, понимала, что долго его терпеть не будут ни армия, ни народ. Она решила заменить его другим своим внуком Алексианом, высокообразованным парнем с греческим воспитанием. Благодаря ее изворотливости и хитрости Алексиан стал цезарем и к нему сразу повернулись и армия и народ. Против Гелиогабала поднялся мятеж, в результате которого, в отхожем месте, где он спрятался вместе с матерью, они и были убиты. По одной из версий его тут же засунули в клоаку, по другой он туда не пролез. Потом, протащенные по всем улицам Рима, надруганные, изуродованные, с привязанными к их телам огромными тяжелыми камнями, они были брошены с моста в Тибр. Такого никогда не позволяли ни с одним императором.

И сам он был проклят, и имя его Антонин стало запретным на века, как обесчещенное.

Таков итог короткой жизни человека, успевшего принести людям много горя, оставившего о себе жуткие, грязные воспоминания и о котором нельзя сказать ни одного хорошего слова.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .