Этот вопрос я задаю каждому родителю. Чему научил и за что вы можете поблагодарить своего "трудного" ребенка? Кто-то нервно смеется, чешет лоб, впадает в ступор, а есть и те, кто задумывается и после, через улыбку, сдерживает слезы. В их жизни в этот момент появляется и эта сторона отношений с ребенком. Хотя ее не просто увидеть и удержать. В этом контакте столько надрыва, усталости и безнадёги, что на светлую и вполне естественную его часть не хватает сил, желания или смелости. Необходимо признать, что в нашем обществе безусловная любовь к всем доставляющему трудности гиперу - смелость.
Так что же там, со слов родителей, на светлой стороне:
- Благодаря ему я узнала истинное предназначение семьи - поддерживать, хранить, любить. Раньше для меня это была социальная картинка, где вместе живут люди и как-то происходит их жизнь. Теперь это кокон и мы все вместе его плетем. Я всем существом чувствую, насколько важно для него то, что здесь уберегут и не разменяют. Это мое системное переформатирование.
- Я в корне изменил свое отношение к другим родителям. Раньше (до рождения этого ребенка) я осуждал тех, кто не может повлиять на поведение своих детей, мне казалось, что это родительская распущенность и пофигизм. Их крики и одергивания "разбалованных" деток - недомеры. Теперь я за каждым таким взрослым вижу ежедневный, очень энергозатратный труд служения. Вижу веру и пугаюсь, когда ее нет. Стал открыт для помощи и поддержки.
- Я научилась радоваться сущим пустякам: завтрак в одиночестве, прогулка с собакой, книга перед сном. Эти мгновения принадлежат только мне и я в них рассматриваю себя. Раньше я просто жила, бежала, планировала. Я стала знать себя гораздо лучше.
- Я узнала, что в мире очень много добрых людей. Есть поддержка и участие от посторонних. Теперь я сама стараюсь проявлять это к другим, по мере своих возможностей. Я помню, как много для меня значила эта помощь.
- С помощью проблем, связанных с поведением ребенка, я увидела, что вместо того, чтобы быть на его стороне, я его "сдаю" и продолжаю травлю уже дома (после детского сада). Уже потом я поняла, что это только усиливает симптомы и разрушает не только отношения в семье, но и меня саму. Я долго работала в психотерапии, чтобы разобраться со своими демонами, после этого поведение ребенка изменилось (может тут еще и возраст помог).
- Я благодарна ему за то, что с его помощью я узнала, на что я способна, какие горы мне по плечу. На какие чувства я способна и как это все обратить на пользу.
- Мы с мужем как-то резко повзрослели, нам пришлось разом решать столько проблем, что все ранние придирки друг к другу, непонимание - как вчерашний день. Есть ребенок, есть ответственность и есть потребность ему помочь.
- Я простил своего отца. Всю свою взрослую жизнь я не мог забыть и успокоиться по поводу его отношения ко мне. Его злости, придирок. Мне казалось, что он меня не только не любит, но и вовсе ненавидит. А теперь, когда я каждый день отслеживаю в себе негатив уже к своему ребенку и мне очень трудно, а иногда и невозможно не сорваться, я его понял. Понял его переживания и предел его возможностей.
- Я узнала, что в жизни, даже в самые горькие и сложные моменты, связанные с ребенком, есть надежда и она не напрасна. Мы столько преодолели, у меня опускались руки и мне казалось, что это будет чужой для меня человек. Но все изменилось, когда он вырос, стал самостоятельным. Не смотря на свое чувство вины перед ним, я вижу, что все трудности и их преодоление что-то значили для его развития и взросления.
Расширение своих границ и возможностей, бережное и уважительное отношение в семье и окружающим людям, прояснение давних недоразумений с собственными родителями, любовь и сопутствующие ей обстоятельства - все это часть сюжета семьи, с гиперактивным или просто трудным ребенком. А какие ответы есть у вас?
Нагельман Елена