Найти в Дзене

Ленинградская АЭС-2: запретить нельзя запустить

Оглавление

Как недвусмысленно намекает название: Ленинградская АЭС-2 является продолжением ЛАЭС, о которой мы писали отдельно. По мере списания энергоблоков первой станции вторая полностью ее заменит. Она вошла в программу долгосрочной деятельности «Росатом».

Пока она не функционирует, только строится. Она так же, как и ЛАЭС, находится в Сосновом Боре Ленинградской области. Она сконструирована по проекту АЭС-2006 — проекту атомной электростанции поколения 3+. Это значит, что ЛАЭС-2 будет соответствовать самым современным, так называемым постфукусимским стандартам надежности и безопасности, в то время как ЛАЭС соответствует «чернобыльскому» типу. Лакированные пресс-релизы гласят: «ЛАЭС-2 вберет в себя новейшие достижения российской инженерной мысли, результаты многолетних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

Расчетный срок службы Лениградской АЭС-2 — 50 лет. На наш век хватит.

ЛАЭС-2 в цифрах

Удаленность от Санкт-Петербурга35 кмНачало строительстваАвгуст 2007 годаКоличество энергоблоков4 шт.Проектная мощность4680 МВтЭксплуатирующая организация«Росэнергоатом»

ЛАЭС-2 вчера и сегодня

Торжественная закладка капсулы на месте строительства произошла 30 августа 2007 года. Присутствовали представители высшего эшелона власти: председатель Госдумы Федерального Собрания Борис Грызлов, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, руководитель Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. 

Изначально ввести в эксплуатацию первый блок планировали в 2013 году, затем — в 2015. Планы не осуществились. Официальная причина сдвига сроков: низкий спрос на электроэнергию. Так или иначе, по данным Счетной палаты, сдвиг на 2 года повлек за собой увеличение стоимости проекта на 4 млрд рублей. По последним новостям, реактор энергоблока №1 пустят уже в 2018 году. Но и тут произошла небольшая задержка: пустить его хотели в сентябре–октябре 2017 года.

Пуск реактора энергоблока №2 назначен на 2019 году. Третий и четвертый блоки проектируются. Точные сроки по ним не называются.

-2

Неприятности

На разных этапах строительства ЛАЭС-2 происходили неполадки разной степени тяжести, тут же разносимые СМИ. Наиболее резонансными оказались два случая.

  • Июль 2011 года. При работах по бетонированию здания первого энергоблока на высоте 8,5 м был поврежден армокаркас. Причина: нарушение технологии накладывания бетона. Обошлось без повреждений механизмов.
  • Июль 2015 года. При подъеме 70-тонного узла атомного реактора лопнула стропа, и груз рухнул с 20-метровой высоты. Убытки составили 300 млн рублей. Инцидент замалчивался руководством, но стал известен неделю спустя из-за возмущенных сообщений сотрудников ЛАЭС-2 на профильных порталах. Они трактуют случившееся не иначе как ЧП.

Факты к размышлению

Все оборудование сделано в России. Руку приложили специалисты «Электросилы» и «Силовых машин». К вопросу кибербезопасности: в разработке ПО участвовали исключительно российские программисты.

По словам экспертов, если на ЛАЭС-2 произойдет авария, радиоактивная волна накроет Петербург в считанные часы, а в худшей случае дойдет и до Мурманска. Директор ЛАЭС Владимир Перегуда отвечает на это, что все аварии, включая почти невероятные, рабочие смогут локализовать внутри территории АЭС.

Экологи общественной организации «Зеленый мир» выступают с критикой проекта. Они подчеркивают, что «предел экологической емкости» был достигнут в Сосновом Бору еще в 1992 году, а сейчас загрязнение запредельное. По мнению экологов, проект должен быть не пересмотрен, а отменен. 

-3

Мнение

ЛАЭС-2 быть! Пока можно судить о невыдержанных сроках ввода масштабного проекта. Нам обещают, что вместе с открытием нового блока старый закроют, что процесс этот сложный и ответственный, но потребители электроэнергии его не заметят. А главное — нас уверяют в высшем уровне безопасности. Возможно, но даже члены экспертной комиссии имеют диаметрально противоположные точки зрения на этот счет. Скрывавшееся чрезвычайное происшествие 2015-го подрывает доверие к руководству ЛАЭС-2, на бумаге декларирующему открытость информационной политики. В то же время нельзя умалять значение инфраструктурного объекта ни в контексте экономики и промышленности Северо-Запада, ни в контексте жизни отдельных его жителей.

Оригинал на Novostroy.su