Issue 1, "Reading for Pleasure, ET & LDP" Метод норматива
Как лучше всего организовать учёт прочитанного и прослушанного, чтобы польза была максимальной? Чтобы рос словарный запас и accuracy (точность словоупотребления)? - Возможные форматы "учёта" прослушанного и прочитанного зависят от объёмов и уровня.
Если уровень ваш достаточно высокий, a объёмы большие того, что нужно запомнить, то возможно, что вам подойдёт Метод Лягушек (часть первая) и Чёрных Дыр (часть вторая).
Однако, это "долгий путь", с пристрастием. Так хорошо подходить к статьям, в которых для вас встретилось что-то интересное, и вам хочется быть в состоянии вернуться к тексту ещё не раз, и, по возвращении, не тратить более нескольких минут времени на то, чтобы понять и повторить всё, что забылось, а по контексту - ну, никак не догадывается.
Почему кому-то может быть надо так подробно разбирать какой-то текст, вопрос не на одну диссертацию. Иногда просто язык нравится. Иногда скрытые мотивы. Иногда "тема зацепила". Иногда по работе надо. У кого что. Но если надо - на втором повторе уже понятно, что в первый раз потраченное время сторицей окупается.
В случае, если "с пристрастием" - это явный перебор, и если нужно что-то универсальное, то для всех уровней подходит метод "допустимого минимума полезностей" на единицу прочитанного или прослушанного (на статью, страницу текста или скрипта, на подкаст и т.п.) или
МЕТОД НОРМАТИВА.
Этот метод вам подходит
-- если уровень у вас начальный или средний, и вы слушаете online listening quizzes, делаете online dictations или читаете коротенькие новостные выпуски. Или смотрите несложные TED talk videos;
-- если вы поймали себя на мысли уже не раз, что уже несколько месяцев (или лет) слушаете подкасты, читаете что-то, смотрите видео, но вот если вас сейчас вот попросить банально записать или перечислить то, что вы в плане лексики оттуда вынесли, ну, дадут листок, ручку и час времени - и как-то будет совсем не тот "выхлоп" на то количество часов, что вы затратили;
-- если вы совсем с нуля и используете какой-то аудио-видео курс, например, классический Muzzy, и вот уже прослушали или просмотрели энное количество серий, было интересно, полезно, но как-то не очень по части того, что "запомнилось";
-- если вы читаете много, почти наискосок (научно-популярные статьи, книги) или слушаете что или смотрите (сериалы, TED Talks, interviews, you name it) . Вам понятен общий смысл. Но в душе вы знаете, что "не предела совершенству".
Последнее обычно происходит, когда уровень С1-С2, то есть advanced-proficiency. На этом уровне сложно встретить что-то совсем-совсем новое, и если всё-таки новое встречается, то оно по контексту зачастую понятно.
СУТЬ МЕТОДА НОРМАТИВА
применительно к чтению и аудированию
... проще всего сформулировать, если дать ответ на вопрос о том, как получить пользу от чтения или аудирования (или видео просмотра), чтобы, с одной стороны, не погрязнуть в дословном переводе абзаца или страницы на несколько дней или недель (такое тоже бывает, многие проходили, хватаясь за роман на английском, будучи elementary уровня, и вот первая глава за здравие тогда, а остальные - за упокой), а с другой - чтобы было движение вперёд, и чтобы было удовольствие, хоть какое-то, от того, что смысл того, что читаешь или слушаешь (смотришь) интересен (пусть не сильно занимательно, но чтобы носом не клевать, и чтобы антагонизма не вызывало).
Так как это сделать?
Момент ноль: старайтесь читать и слушать что-то, посильного уровня и-или посильных объёмов. Если сложное что-то, то объёмы нужно уменьшить до manageable (посильных за единицу времени).
Большие объёмы чтобы читать и слушать, чтобы польза была от количества, как правило, требуют работы с материалом уровня, чуть ниже, чем текущий (в этом пункте следует прочитать пояснения в нашем блоге про разницу между экстенсивными и интенсивными типами чтения и аудирования - extensive and intensive types of reading and listening - coming soon).
После того, как вы выбрали, что именно читать или слушать (статьи, подкасты, online listening quizzes, телесериал (адаптированный или оригинальный), книгу, диктанты), установите себе норматив из количества лексических единиц, которые вы будете приравнивать к 100% пользе от прочтения или прослушивания. И, каждый раз, выполнив норму по чтению или аудированию, скрупулёзно заносите норму по лексике (в штуках) в свой учётный инструмент (файл, тетрадку, программу для заучивания слов и т.п.).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВЫ
В каждой статье, что читаете, что заинтересовала, а также в каждом диктанте, в каждом видео или серии любимого сериала, в каждой 25-минутке по чтению (почему 25 минут - посмотрите видео про the Pomodoro Technique) следует выбрать 3 (или 5, или 10) устойчивых словосочетаний (сollocations) для более серьёзного повторения и заучивания. Если слов незнакомых и мало в научно-популярной литературе, когда читаете, будучи advanced+ уровня, то вот collocations - всегда много.
Если кто-то вам скажет, что это не так, и человек, который это утверждает, не носитель языка, то можете провести эксперимент. Возьмите статью, любую, замажьте в ней все предлоги и артикли "белой замазкой" (tippex) (они часто будут частью устойчивых сочетаний), подождите, пока всё высохнет, сделайте копию странички, и попросите человека при вас заполнить пропуски. Всё такое вот, что не грамматические предлоги и артикли (то есть то, что правилами не выводится, что нужно банально заучивать наизусть), но в чём человек ошибётся - это части устойчивых словосочетаний будут. И их будет больше одного на печатную страницу A4. Зачастую значительно.
О ПЧЁЛАХ )
Для тех, кто любит яркие образы, могу предложить представить себя пчелой-медоносом на ветке дерева среди множества цветов-слов, которые надо выучить. Нет смысла сидеть на одной ветке весь день. Соберите нектар с 2-3-5 цветков - и летите дальше. Мёд будет вкуснее - слова из разных источников, когда выбираешь самые яркие примеры, запоминаются лучше, образы ярче.
Плюс завтра будет новый день - если надо, вернётесь ещё раз, соберёте ещё нектара, завтра будет свежая голова, новые ассоциации, вообще всё будет иначе. Как-то так )
А ТЕПЕРЬ О ЦИФЕРКАХ
Так вот, если использовать при чтении научно-популярных статей метод "норматива", то КПД от статьи можно замерять в N collocations, которые вы из неё вынесли - выписали в ваш активный словарь. Как правило, больше 3-12 штук вылавливать нет смысла (даже если статья на 2-3 страницы мелким шрифтом - если брать больше, тогда её одну и имеет смысл читать чуть ли не весь месяц, но тогда зачахнуть можно - удовольствия от чтения не будет, а если мы убьём мотивацию, то ничего хорошего из этого не выйдет) - так вот, если вы будете читать 1 статью в день, и из каждой будете брать по 3 устойчивых словосочетаний, и ещё и учить их будете, то это будет 90 слов в месяц примерно, а в год - 1080. Иначе говоря, 3 слова или фразы из прочитанного в день текста - это, на самом деле, очень много.
Если вы новичок в использовании метода норматива - то для вас это может быть любое число от 1 до 5, например, 3. Если значительно больше, тогда вы просто не справитесь с объёмами - если вы будете слушать по 7-14 listening quizzes eженедельно, делать по 2-5 диктантов в неделю, то если в каждом будет 2-5 collocations, то уже в конце недели у вас будет внушительный список словосочетаний. И в конце недели вам нужно будет его повторить. Если вы много читали и слушали, а в конце смотрите на список выписанного, как будто это что-то совсем новое, то нужно будет снизить темп - это покажет, что количество не переходит в качество. Имейте это в виду.
PS Если вам надо прочитать 2-3 статьи, и так вот "каждый день", то иной раз и 1 выражения может быть достаточно из каждой для выполнения "норматива". Аналогичная рекомендация в отношении тех, кто читает kindle books по 10-25 минут в день. Важна регулярность, периодическое повторение, а не так, что запоем прочитали книгу в 400 страниц за неделю, а потом спроси, что оттуда запомнилось, и вот как-то сложно с ответом, если речь не о сюжете в общих чертах. Это не значит, что ради сюжета не стоит читать. Просто не надо выдавать в таком случае чтение for pleasure за чтение for language development purposes, только и всего. Если в этом пункте договорились, то чудесно.
И ещё немного информации о ПОДВОДНЫХ КАМНЯХ
Если вы не используете надёжный инструмент оптимизации, то есть неорганизованно ведёте учёт новой лексики (нету блога или файла, или хотя бы классической тетрадки), куда бы всё заносилось скрупулёзно, чтобы в любой момент можно было 1) найти 2) повторить, то уже через месяц (если не через неделю-две) будет большой ком всего, и вы не сможете вспомнить, что когда было. И было ли.
Так что, самая банальная рекомендация на данном этапе относится к организации самостоятельной работы. Хотите, чтобы через месяц было, чем гордиться, заведите тетрадку или файл подготовьте табличный, или блог. Или всех троих. Или какой-то аналог.
Cпасибо, что дочитали! Возможно, что вам также будет интересны статьи о том, "Как правильно назвать Ваш уровень английского языка?" или "Что такое "intermediate" уровень английского? И как определить, какой у вас уровень?"
_________________
Перейти к оглавлению на Дзен-канале EnglishLab.Net
Почитать о преподавателях ELN .
Узнать, как записаться на диагностическое собеседование.
Подписаться на рассылку EnglishLab.Net
_________________
Ведёт канал Anastasia (Stacey) Andros, преподаватель английского онлайн. Старший преподаватель-методист онлайн-школы английского EnglishLab.Net OU , зарегистрированной в 2009 году в ЕС. Помогаю желающим изучать английский онлайн найти хорошего учителя. Сontact Me. Подробнее о школе, обо мне и о том, с чем могу помочь изучающим или преподающим английский читайте в соседней статье тут же на нашем канале. <= Там же о том, как подготовиться к IELTS на 7777.