Найти в Дзене
Советская авиация

Вокруг стадиона «Динамо»

Во 2-й половине XVIII века на северо-западной окраине Москвы Матвей Казаков построил Петровский путевой дворец. Парк вокруг дворца появился позднее - в 1829 году, а до этого дворец окружали пустыри и огороды. Традиция останавливаться во дворце перед торжественным въездом в Первопрестольную настолько укоренилась в царской семье, что продолжилась и после постройки железной дороги. С вокзала венценосная фамилия прибывала в путевой дворец, чтобы на следующий день торжественно въехать в город. XX век внёс свои коррективы: Сейчас в Петровском парке строит не только путевой дворец, но и бывшая дача Берии, стадион «Динамо» и целых две станции метро (вторая строится). Давайте прогуляемся по парку и окрестностям в поисках интересных мест и исторических артефактов.

Начать экскурсию логичнее всего у станции метро «Динамо». Она расположена на краю Петербургского шоссе, на уровне середины парка. Вестибюли станции проектировал Дмитрий Чечулин. Автор скульптурных барельефов - Елена Янсон-Манизер.

Между метро и дворцом лежит наиболее сохранившаяся часть парка: в остальных местах он либо пострадал от застройки, либо перерезан улицами.

Петровский путевой дворец - шедевр русской неоготики. В 1812 году во время пожара сюда из Кремля (где располагались пороховые склады) бежал Наполеон.

С 1920 по 1997 год во дворце располагалась Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского. Но с перерывом: в годы войны академия была эвакуирована в Свердловск, а во дворце размещались штабы Авиации дальнего действия и 18-й воздушной армии.

После реконструкции во дворце расположился Дом приёмов правительства Москвы, элитная гостиница, ресторан, бассейн и сауна. В общем, всё необходимое для солидных господ.

Слева от площади космонавта Владимира Комарова стоит красно-белая Благовещенская церковь. Она была построена в 1847 году А.Д. Нарышкиной, в чью честь названа аллея позади храма. Строительство было посвящено памяти Анны Булгари - внучки храмоздательницы, умершей в четырнадцатилетнем возрасте.

В начале XX века вокруг парка появилось целое кольцо из ресторанов и других увеселительных заведений. Перед нами - здание ресторана «Эльдорадо». Неподалёку лежит Эльдорадовский переулок, названный как раз в честь ресторана.

Здание построил гражданский зодчий Н.Д. Поликарпов по заказу купца Скалкина в 1913 году.

На соседней Нарышкинской аллее (в честь храмоздательницы) стоит обратить внимание на домик со скромным портиком. Несмотря на свой невзрачный вид, это одна из самых роскошных загородных вилл дореволюционной Москвы - «Чёрный лебедь» Рябушинского.

Братья Рябушинские не ограничивались текстильными мануфактурами, оставленными в наследство отцом. Они основали банк, управляли бумажными, стекольными, лесоторговыми и торфодобывающими предприятиями, основали завод АМО (будущий ЗиЛ), издавали газеты и журналы. Виллу «Чёрный лебедь» для Николая Рябушинского построили архитекторы В.М. Маят и В.Д. Адамович.

«Сказочная» ограда московской областной психиатрической клиники была выстроена по проекту Ф.О. Шехтеля по рисункам М.А. Врубеля.

Перспективу Петровско-Разумовской аллеи замыкает монументальный дом за номером 16. Это один из монументальных домов, появившихся после окончания строительства московских высоток. Такие дома строились в разных районах города, многие в районе Ленинградского проспекта. В этом доме жил авиаконструтор Ильюшин.

Чуть дальше на территории Института авиационной и космической медицины выделяется явно старинное здание.

Это ничто иное как бывшая гостиница «Мавритания», где разворачиваются события романа Льва Толстого «Воскресение».

Именно тут готовили собак для космических исследований. Вполне логично, что у стен института в 2008 году появился памятник первой собаке-космонавту - Лайке, ставшей заложницей космических амбиций Хрущёва. Ведь когда её отправили в полёт, системы посадки не существовало, и животное погибло в космосе.

На другой стороне аллеи можно увидеть футбольный манеж «Динамо».

В самом начале аллеи стоят строгие жилые корпуса, явно дошедшие до нас из 1920-х годов. Их стены украшены мемориальными досками с именами И.Э. Грабаря, Ю.И. Пименова, С.В. Герасимова.

Перед нами квартал, спроектированный для АХР (Ассоциации художников России) архитектором Л.И. Савельевым. Уже в ходе строительства проект признали неудовлетворительным, его корректировал А.В. Щусев. Но и после этого проект оказался осуществлённым лишь частично.

Корпуса имели буквенные обозначения. Корпус Ж был построен раньше всех - в 1929-1931 годах. Дом описан в рассказе Ю. Трифонова «Посещение Марка Шагала»: «дом был рассчитан на то, что тут поселятся дружные, жизнерадостные творцы пролетарского искусства, не озабоченные ничем, кроме своего дела, своего мчанья вперёд, поэтому как на вокзале: одна уборная и один водопроводный кран на этаж, где жили человек двадцать».

Корпуса А и Б начали строить в 1933 и 1934 годах, соответственно. Из проекта исчезла арка, которая должна была перекинуться между домами.

За Городком художников по Новой Башиловке проходит трасса Третьего кольца. Тут был обнаружен ржавый и заснеженный 400-й «Москвич», служивший рекламой автомойки.

Двигаясь по направлению к метро, осмотрим один из главных стадионов столицы - «Динамо».

Стадион построен в 1928 году по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера и довольно быстро стал культовым местом:
„Но упрямо едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде”.

Первое время трибуна стадиона была подковообразной и вмещала 20 тысяч зрителей, а футбольное поле окружали вело- и мототрек.

В 1936 году восточная трибуна замкнула стадион, а трек ликвидировали, опустив поле на несколько метров вниз. На фото - не огород, устроенный на арене стадиона во время войны, а подготовка поля для соревнований в 1941 году. Во время войны стадион маскировали для вражеской авиации, на поле была высажена еловая роща.

В 1980 году стадион принимал матчи Олимпийского футбольного турнира. Сейчас от старого стадиона мало что осталось, я посещал его во время сноса: http://deletant.livejournal.com/29088.html