Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Ford Mustang II: Гадкий утенок. Самый продаваемый. Часть-2

Сегодня мы продолжим цикл материалов о самом легендарном автомобиле Ford. Вчера мы писали о первом поколении – неповторимом, оригинальном, и легендарном. Именно эти машины завоевали тот кредит доверия, который позволил дожить ей до наших дней. А сегодня мы коснемся самого противоречивого, второго поколения. Поколения, которое было отвергнуто ценителями, но которое тепло встретили рядовые покупатели.

Экономичный Muscle Car

В последние годы выпуска первое поколение Mustang значительно выросло, став тяжелее и габаритнее. По словам журналистов тех лет, он стал «настолько большим, что отпугнул собственных поклонников». А что говорить о тех, для кого этот автомобиль был не культом, а простым и неприхотливым транспортом? В условиях дорожающего топлива они выбирали более экономичную альтернативу. Так, продажи более компактного Ford Maverick, опередили этот показатель у Мустанга, который долгие годы был бесспорным лидером. В этих условиях менеджеры Ford, и лично Ли Якокка, считавшийся «отцом» модели, пошли на поводу у покупателей, а не критиков.

Ford Maverick (1973) - неудавшийся донор нового Mustang
Ford Maverick (1973) - неудавшийся донор нового Mustang

В 1973 году все указывало на то, что покупатель готов к новому Мустангу – снова компактному, и более экономичному. К тому моменту Якокка стал президентом компании. И первым его распоряжением было начало разработки Mustang II. Дабы не отходить от изначальной концепции, новинку решили разрабатывать на узлах Ford Maverick, который был «одноклассником» модели Falcon, ставшей «донором» узлов первой генерации Мустанга. Но экономические реалии взяли верх и тут, и машину решили разрабатывать на основе субкомпактного Ford Pinto, представленного в 1971 году.

Ford Pinto (1971) - дитя топливного кризиса
Ford Pinto (1971) - дитя топливного кризиса
Именно Pinto, в итоге и погубила Якокку. По расхожему мнению, внук Генри Форда уволил его за то, что Якокка знал о неудачном расположении бензобака машины, который при столкновении часто детонировал - но пустил ее в серию. Более миллиона проданных машин отозвали, а «отца Мустангов» уволили.

В 1971 году был готов эскиз машины, которая была «больше Pinto, чем первый Mustang был Falcon»

Chevrolet\Opel Monza - представитель экономичных "новых muscle car"
Chevrolet\Opel Monza - представитель экономичных "новых muscle car"

Новинка строилась без упора на конкуренцию с бывшими одноклассниками. Теперь он не соперник Camaro или Firebird. «Гадкий утенок» создавался в пику американским компактным спорткарам, вроде Chevrolet Monza и Pontiac Sunbird. Которые, в свою очередь, были сконструированы, что бы хоть как-то нивелировать бешеный успех Toyota Celica и Datsun 240Z. По мнению современников, новинка от Ford была дальше от оригинального Мустанга, чем европейский Ford Capri, который был «Мустангом старого света».

Datsun 240Z - типичный представитель "японской экспансии", которая показала неспособность американских автопроизводителей быстро реагировать на новые реалии.
Datsun 240Z - типичный представитель "японской экспансии", которая показала неспособность американских автопроизводителей быстро реагировать на новые реалии.

Новинка была современнее предшественника. Мотор устанавливался на подрамник, снижающий шум и вибрации, а рулевой механизм стал, наконец, реечным. Осознавая ответственность, которая стоит за именем Mustang, Якокка требовал высочайшего качества производства и отделки модели, дабы он был «небольшим алмазом» в линейке Ford. И расчет оказался верным!

Рекламный слоган, оправдываясь, гласил: "Правильный автомобиль в правильное время".
Рекламный слоган, оправдываясь, гласил: "Правильный автомобиль в правильное время".

Начало производства новинки совпало с введением эмбарго на поставку нефти, что привело к очередному подорожанию бензина. Любовь к огромным V8 у американцев сменилась привычкой к экономии. Внезапно оказалось, что четыре цилиндра тоже могут ехать! За пять лет выпуска Mustang II четыре раза входил в пятерку самых продаваемых автомобилей марки. Как бы критики не сетовали про отход от канонов, покупатель принял новинку. По словам президента компании, «это был правильный автомобиль, выпущенный в нужное время».

Dodge Challenger (1974) - еще одна жертва нефтяного кризиса. Славное имя не стали порочить 4-цилиндровым мотором, но на долгие годы модель ушла с рынка.
Dodge Challenger (1974) - еще одна жертва нефтяного кризиса. Славное имя не стали порочить 4-цилиндровым мотором, но на долгие годы модель ушла с рынка.

А что конкуренты? Уже в 1972 году в GM начали подумывать о приостановке выпуска Camaro и Firebird, а спустя два года с рынка ушел Plymouth Barracuda и Dodge Chllenger. Безоговорочную победу в большой тройке одержал Мустанг – своей самой противоречивой генерацией!

Уменьшение размеров машины было не критичным. По сути, ее габариты стали сравнимы с Mustang 1965 года. Но это не спасало от дурного послевкусия, связанного с родством модели с малолитражкой Pinto. Тем не менее, таким образом машина на равных конкурировала с компактными японскими купе.

Трудно поверить, но это - Mustang. В этом кузове машину прозвали "нотчбэк". Мол, не фастбэк - но и не седан. Но потребитель же все видит.
Трудно поверить, но это - Mustang. В этом кузове машину прозвали "нотчбэк". Мол, не фастбэк - но и не седан. Но потребитель же все видит.

Внешность новинки в первые годы выпуска уже не вызывала тех эмоций, что ее предшественник. Не было «фастбэка», а купе-хардтоп с виниловой крышей напоминал, скорее, маленький Lincoln. Базовый мотор в 2,3 литра обеспечивал приемлемую динамику и экономичность – не более. Даже опциональный V6 (2,8 литра) не спасал положения – это было «уже не то».

Возврат к истокам

Машина снискала противоречивую популярность. Продажи новинки проходили по инерции, от эффекта, что произвел первый Mustang. Хоть концептуально – это был автомобиль иного толка. Это позволило продать почти 300 тысяч машин в 1974 году, и вывести Mustang II на шестое место среди самых популярных моделей Ford за всю историю.

-8

В следующем 1975 году в списке опций появился долгожданный V8! Мотор, объемом в 4,9 литра обладал скромной мощностью в 142 силы. Это позволило ему достигать первой сотни за 10 секунд, а максимальная скорость возросла до 171 км\ч. Эта модель стала первым Мустангом, обозначавшемся в метрической системе. Если раньше модель обозначали по объему двигателя в кубических дюймах, то теперь указывали литровый объем. Новинку назвали Mustang II 5,0L.

Cobra 2 изо всех сил пыталась вернуть расположение разочарованных фанатов.
Cobra 2 изо всех сил пыталась вернуть расположение разочарованных фанатов.

Не забыли и о внешности. Дилерами предлагался пакет Cobra, который включал в себя новые колесные диски, иную решетку радиатора и набор шильдиков Cobra II. Позже в список был включен более агрессивный аэродинамический обвес, и воздухозаборник на капоте. Машину окрашивали в черный цвет с желтыми полосами. Но самой желанной была Cobra 1978 года, которую выпустили ограниченным тиражом в 4313 машин. Дабы хоть как-то добавить ей «спортивности», машина предлагалась с безальтернативным V8. Воздухозаборник на капоте стал еще больше, а вдоль кузова были нанесены две желтые полосы. Более мощных версий потомок легендарного muscle car не получил.

-10

Mustang II стал самой противоречивой машиной в прославленной линейке. С одной стороны, его продажи говорят сами за себя – за четыре года было произведено более миллиона машин. А журналисты прозвали его автомобилем года 1974, что с Мустангом случалось лишь дважды. Но воспринимать машину как обычный автомобиль мешает сравнение с конкурентами, которые, зачастую, были комфортней, безопасней и экономичней. В то же время, машину глупо сравнивать с предшественником, ведь впервые за всю историю, к названию добавили цифру, как бы намекая: это не тот muscle car, это что-то новое. Его основные критики забывают, что сменилось не только поколение машин, но и время. Новая экономика требовала иных автомобилей, и Мустанг таким стал не зря, что подтверждает история конкурентов.

Реклама хэтчбека 1975 года. Никаких намеков на конкуренцию с Ferrari. Это просто вместительный автомобиль.
Реклама хэтчбека 1975 года. Никаких намеков на конкуренцию с Ferrari. Это просто вместительный автомобиль.

Отбросил снобизм, стоит признать: этот Мустанг прикинулся скромной рабочей лошадкой, что бы в целости перенести славное имя, и передать его потомкам, которые будут рождены в более удачное время. Машина пережила тяжелое время без ярких ролей в кино, без легенд, и громкой популярности. Она так и осталась хранителем имени.