Найти тему
Медиашкола

Композиционные приёмы в кино

Оглавление

Вместо вступления

Почему одни фильмы становятся нашими любимыми и мы готовы пересматривать их по кругу, а другие вызывают желание отключить их на середине и больше к ним не возвращаться? Попробуем разобраться, какие приёмы можно использовать, чтобы делать красивую картинку.

Правило третей

Знакомый многим и очень простой композиционный приём. Суть его заключается в условном разделении кадра на трети по горизонтали и вертикали. Рекомендуется располагать наиболее значимые объекты в кадре вдоль разделяющих линий и на их пересечениях.

-2

Но не стоит забывать, что правило третей — это несовершенное и даже ленивое средство композиции, которое само по себе не делает картинку привлекательной глазу. Чтобы изображение притягивало взгляд зрителя, нужно применять техники так, чтобы они легко читались, без всяких лишних элементов. Для этого необходимо искать гармоничный набор композиционных средств, а не только одно правило.

«Если вы используете правило третей для построения изображения, то оказываетесь в тёмной аллее, где на вас нападает среднее искусство. Это может прозвучать жёстко, но да, так и есть», — фотограф Тэвис Лиф Гловер

Для создания запоминающейся композиции можно использовать множество техник. О них и поговорим дальше.

Фокус

Пожалуй, самый очевидный приём из всех. Если нам требуется обратить внимание зрителя на конкретный объект — мы берём его в фокус, а всё остальное и ненужное размываем. Особенно изящно приём выглядит в сценах с диалогами: два персонажа общаются и фокус в реальном времени смещается с одного на другого, демонстрируя зрителю куда обратить внимание.

-3

Свет

Должно быть, вы обращали внимание на количество осветительного оборудования на съёмочной площадке. Да, это неспроста, ведь свет — один из важнейших композиционных инструментов в кино. Грамотное освещение локации, в которой происходит действие, позволит правильно расставить акценты и сконцентрировать внимание зрителя на нужных объектах.

-4

Высокий контраст

Используя высокий контраст и контровой свет, можно добавить происходящему в сцене эпичности, свести детали к минимуму и выделить самое главное.

-5

Насыщенность

Ещё один способ привлечь внимание к нужному объекту в кадре — это насыщенность. Можно сделать цвета ключевого объекта яркими, чтобы выделить его на фоне всего остального. Мы подсознательно реагируем на яркие, красочные цвета.

-6

Ведущие линии

Глаза — очень сильный язык эмоций. Они способный отражать реакции как тонко, так и максимально экспрессивно. Зритель всегда в первую очередь смотрит на глаза и ищет, куда смотрит герой: к совершаемому действию, персонажу или объекту. Поэтому, чтобы зритель максимально чисто прочитал смысл истории, которую мы собираемся ему рассказать, нужно указать, куда смотреть. В этом помогут «невидимые» ведущие линии, которые встречаются к сценах чаще, чем вы думаете.

Конечно же, можно пренебречь ведущими линиями, но если вы хотите изящно и проверенно управлять взглядом зрителя, то это лучший способ.

-7

Симметрия

Если грамотно применить симметрию, то результат будет очень нравиться зрителю. Симметричность не встречается в природе, поэтому симметрия в кадре так притягательна для нашего взгляда. Однако с таким приёмом следует быть осторожным. Слишком много подобных кадров отвлекают от повествования.

Симметрия в фильмах режиссёра Уэса Андерсона:

Что-то вроде заключения

Безусловно, все эти приёмы не ищутся в спешке на съёмочной площадке и классно выглядящий кадр — результат титанической работы над раскадровками. Поэтому прежде чем приступать к съёмкам, нужно тщательно продумать каждый кадр. Тогда сцены в твоих будущих фильмах будут выглядеть по-настоящему здорово.

Автор статьи: Сергей Кобяков

Источники:

1. Cinemotionlab.com

2. Petrick.ru

3. Say-hi.me