Найти тему
LavkaLavka

Проверочная работа

Лупа, личный нитратомер и даже кошка в роли дегустатора-мясоиспытателя: с чем только не ходят на рынок фанаты вкусной и здоровой пищи. К счастью, покупателям LavkaLavka нет необходимости пускаться на такие ухищрения. Фермерские продукты проходят проверку на соответствие внутренним стандартам кооператива. О том, как работает экспертная служба – наш сегодняшний материал.

Так растут экологически чистые продукты от LavkaLavka.Кубань
Так растут экологически чистые продукты от LavkaLavka.Кубань

Рядовому гражданину, покупающему  деревенские продукты, в воображении обычно рисуются буколические картинки: незамутненная речка, изумрудная травка, чистенькие веселые коровки, которых доят опрятные бабушки в белоснежных платочках. Все ли так пасторально во владениях фермеров на самом деле, или там царит навозно-пестицидный хардкор – нам, обычным покупателям, проверить сложно.

Именно поэтому LavkaLavka еще несколько лет назад озаботилась созданием собственной службы экспертизы. Соответствует ли фермерская продукция стандартам кооператива, выясняют специалисты в ходе проверок производителей. Такой «рентген» высвечивает даже самые мельчайшие недочеты в хозяйствах.

Что обозначает маркировка LavkaLavka, по каким критериям инспекторы оценивают продукцию, и как проходит сам процесс проверки – на эти и другие вопросы отвечает Давид Явруян, кандидат биологических наук, ведущий эксперт LavkaLavka.Экспертиза

— Проведение проверок – дело хлопотное и затратное. Зачем кооперативу LavkaLavka это нужно? Не проще ли отправить фермеров в госорганы за справкой о том, что их продукция – экологически чистая?

— У наших потребителей менталитет советский, они привыкли к тому, что любую бумажку можно купить.

Кроме того, в России есть ГОСТ, который запрещает называть продукты экологически чистыми. Понятия же «био» и «органик» у нас не являются правовыми, и этим многие злоупотребляют. Сейчас в России появились четыре ГОСТа, а также проект закона, который регулирует эти процессы. Но эти документы  некорректны, так как не гармонизированы с международными нормами.

Между тем, «био» и «органик» — международные понятия, общие для всего цивилизованного мира. Они очень четко регламентируются – в частности, в Кодексе Алиментариус, своде стандартов, общих для всех стран-членов ООН, в том числе и для России. Однако на деле наша интерпретация определений «био» и «органик» сильно отличается от международных норм.

Что же касается продуктов, прошедших экспертизу в LavkaLavka – это не «органик», не «эко» и не «био». Мы разработали свой собственный внутренний стандарт.

— Почему в этом возникла необходимость?

— Создатели LavkaLavka стремились обеспечить покупателей хорошей, чистой, натуральной фермерской продукцией. Но какие именно продукты можно считать чистыми, было не совсем понятно.

Тогда они вышли на меня. В то время, в 2011 году, я только начал работать в России. До этого я долгие годы был инспектором в международном сертификационном органе, у которого есть европейская и американская био-аккредитация. В России я стал вести курс для представителей крупных агрохолдингов, которые хотели переходить на «органик». Я их консультировал, и этим занимаюсь до сих пор.

Руководители LavkaLavka  обратились ко мне,  и мы договорились, что я напишу для них внутренний стандарт, максимально приближенный к понятию «органик». Через полгода он был готов. Это был фолиант почти в триста листов. Мне сказали: «Это великолепно, но ни один российский фермер требований этого стандарта не выполнит».

Тогда я разделил его на пять уровней. Меня попросили сделать документ еще проще, поскольку пять ступеней для производителей – это сложновато. Я скомпоновал все в трехуровневый стандарт.

-3

— Как проходит сам процесс проверки фермерского хозяйства?

— Если фермер хочет продавать свой продукт в LavkaLavka, он должен доказать, что соответствует  внутреннему стандарту. Он обращается к нам, в Lavka.Lavka.Экспертиза. Мы даем ему бланк плана управления, он в нем прописывает все детали ведения своего хозяйства. Мы этот план изучаем, анализируем, задаем фермеру дополнительные вопросы и договариваемся о проверке.

Инспектор приезжает, изучает абсолютно все, осматривает все закоулки, может – вплоть до ящика с личными вещами. Изучает технологию, ингредиенты, поставщиков, и даже, если нужно, — взаимоотношения в семье.

— Даже так?

— Конечно. Задача инспектора – выявить рисковые точки. А если в семье конфликты, это может быть риском для производства. Инспектор в некоторой степени должен быть психологом.

Прежде чем начать, проверяющий садится с фермером за стол и говорит: вы должны забыть все, что раньше понимали под словом «инспекция».

Все привыкли, что если проводится сертификация, то приезжает ментор — как правило недалекого ума, но зато с большим карманом. Он говорит, что у фермера все плохо. Фермер ему в этот карман кладет денежку, сажает его за стол, кормит, потом инспектор с очень недовольным видом дает ему липовую бумажку и уходит. И если в хозяйстве что-то не так, и в карман положили недостаточно, то можно и доложить соответствующим органам.

А у нас инспектор в первую очередь подписывает декларацию о конфиденциальности. То, что фиксируется во время аудита, знают только проверяющий и производитель. Мы должны беречь репутацию фермера. У нас абсолютно честный и порядочный механизм заботы о клиенте.

— Заботливые инспекторы – это явление для нас действительно непривычное.

— Мы называемся инспекторами, но на самом деле мы скорее суппортеры, мы поддерживаем производителя. Наша задача — помочь ему получить сертификат, а не мешать, как это обычно делают проверяющие.

По сути, мы – менеджеры, нанятые фермером для того, чтобы показать ему все его огрехи, о которых он не знал, потому что у него глаз замылился. Он заинтересован в нашей помощи, поэтому и показывает нам то, что он скрывал ото всех, даже от своей жены.

В ходе аудита инспектор изучает все хозяйство досконально, заполняет опросник, дает производителю его подписать. После этого прощается с ним и уезжает. Теперь его задача — максимально оперативно подготовить отчет, в котором самое важное – это корректирующие действия.

В этом документе  –  три столбика. В первом – замеченные при проверке нарушения внутреннего стандарта. Во втором – рекомендации, как эти несоответствия исправить. И в третьем столбике – сроки.  После того, как фермер выполняет все корректирующие действия, мы принимаем решение о сертификации. На сегодняшний день выдано уже 88 сертификатов.

-4

— Экспертиза – процедура для фермеров не бесплатная, и тем не менее, они сами ее инициируют. Почему?

— Потому что им это выгодно. Наличие сертификата LavkaLavka позволяет значительно увеличить объем продаж, сертификат Лавки – большой плюс для имиджа фермера, где бы они ни продавал свою продукцию, ведь для многих Лавка – не единственный канал сбыта. Это понимают многие производители. В прошлом году даже появилась такая любопытная информация: на одном из столичных рынков продавцы мяса ставили на свою продукцию «лавкинскую» маркировку. Хотя в LavkaLavka никогда не было производителей мяса с таким сертификатом.

— То есть появились подделки? Это успех!

— Это действительно успех. Сертификаты LavkaLavka имеют хорошую репутацию. Все понимают, что наша экспертиза – это не профанация, а серьезный процесс, в котором задействованы профессионалы. Все делается честно и прозрачно, с заботой и о фермере, и о потребителе.