Найти в Дзене

5 ситуаций, когда вам не нужен контент-маркетинг

Оглавление

От редакции

Кира Каменских выпустила джинна из бутылки. Она написала подробную инструкцию по эксплуатации сферического коня в вакууме — рекомендации по контент-маркетингу для небольшого бизнеса (мы взяли для примера завод по производству шлакоблоков). Что любопытно — во-первых, в комменты пришел завод по производству керамзитовых блоков, правда немаленький, зато с крутым контентом, а во-вторых, в комментах же была высказана здравая мысль: КМ нужен не всем.

Признаемся, мы и тогда были скептично настроены насчет повсеместности использования КМ, и сейчас остаемся на своей позиции:

Контент-маркетингэто долго, дорого и не для всех. Но работает. Но не для всех.

Популярность КМ среди инфобизнесменов и инстаграмеров, где контент безусловно рулит, заставляет верить в контент-маркетинг животворящий буквально всех. Но одно дело — производить контент, зарабатывать на контенте и продвигаться им же, а другое — пытаться создать его вокруг реальных шлакоблоков, грузоперевозок или юридических услуг. И так, чтоб тут же сработало, да чтоб не сильно дорого.

И вот тут надо бы вешать табличку: «НЕ БЫВАЕТ».

Идея продвижения бизнеса с помощью контент-маркетинга пошла в народ, и агентства начали тонуть в нецелевых заявках. Настало время рассказать, когда контент-маркетинг бизнесу не поможет, а даже где-то и навредит.

-2

Ситуация первая: у вас плохой продукт (но вы твердо уверены в обратном)

Тема сложная и скользкая. Что считать плохим продуктом, если у любого товара и услуги есть свои недостатки? Как понять, что ваш продукт плохой? И насколько он может быть плохим? Проще всего ориентироваться на отзывы уже существующих клиентов. Если обоснованного негатива больше, с продуктом что-то не так.

Почему бесполезно внедрять контент-маркетинг, если качество вашего продукта ниже ожиданий клиентов? Представьте, что вы производите пельмени и пишете на упаковке, что они изготовлены из свинины и говядины, а они в лучшем случае из конины и сои. С помощью контент-маркетинга вы сможете только привлечь потенциальных клиентов и продать ваши пельмени один раз. После этого вы утонете в негативных отзывах. И чем более вы будете известны, доступны и открыты, тем глубже будет ваша репутационная яма. Выходит, вы сами за свои деньги будете разрушать свой бизнес.

Комментарий от Котиков: на Контент-саммите Вебсарафана Евгения Хлызова признала, что такая стратегия тоже имеет право на существование, но надо понимать, что снимать сливки вы будете один раз, не получая лояльных покупателейот слова «совсем».

Есть исключение.

Бывают продукты, которые изначально не претендуют на высокое качество — это их УТП. Все вы знаете магазины «всё по 3 копейки». Никто в здравом уме не ждёт от этих товаров никаких чудес. Цена — главное для покупателя, и он готов на компромисс с качеством. Посмотрите, как отлично работает контент-маркетинг в этой нише. Достаточно зайти на YouTube и набрать в поиске «пустые баночки», «всё по 3 рубля» и так далее. Вы увидите сотни и тысячи обзоров с сотнями тысяч просмотров и комментариев. А женские форумы с обзорами — тредов об этих магазинах и товарах в них очень много. Всё это отлично работает — экономные хозяйки идут в конкретные магазины за вполне конкретными товарами, попутно прихватывая что-то ещё на свой страх и риск. Дёшево же!

Мы сами в шоке
Мы сами в шоке

Вывод: если не врать клиенту (и себе) о качестве и предлагать продукт по адекватной цене, изъяны не будут помехой для продвижения. И негативных отзывов от вашей аудитории не будет тоже — все критики будут из тех, кто покупает аналогичные продукты из другой ценовой категории и другого качества, то бишь не ваши покупатели. Но и с ними можно работать, предлагая не переплачивать — для этого существуют обзоры, рейтинги, экспертные мнения и тонна других форматов убедительного контента.

-4

Ситуация вторая: собственник не знает свой продукт и своих клиентов

Звучит абсурдно, но это встречается очень часто. По разным причинам люди запускают бизнес, в котором не разбираются. Они приходят в агентства и ждут, что внешние специалисты сами расскажут про их клиентов, про явные и неявные преимущества их продукта.

-5

Друзья, это пустая надежда! В агентствах сидят люди с умением анализировать уже имеющиеся данные и факты — и ждут, что вы их принесете. Среди гуру маркетинга может не оказаться ни одного, кто пробовал бы ваш продукт, и тем более — кто его продавал бы или производил.

Чтобы контент-маркетинг работал, именно собственнику или его команде нужно обладать глубокими знаниями о своём продукте и аудитории. Нужен живой и не однодневный опыт контакта с клиентами. Нужны знания о неочевидных преимуществах вашего товара или услуги.

Но что мы видим чаще всего? «Мы как все, но вы скажите, что мы лучше». Высокое качество и высокий уровень сервиса нам предлагают как единственные отличительные черты продукта. Понимания, что это даже близко не характеристика и уж тем более не конкурентное преимущество, у многих предпринимателей нет. И если строить контент-стратегию только на этом, если не знать реальные задачи клиентов и опираться только на ключевые запросы из Яндекса, вы получите абстрактную идею о том самом сферическом коне в вакууме: возможно, вам стоит пойти туда, написать это, снять ролик об этом, и, если бог даст, получите вот это.

Вывод: если вам нужен реальный результат, получите сначала реальный опыт и знания о своём продукте и людях, которые его покупают и не покупают. Тогда агентство сможет найти действительно работающие решения, иначе вы получите сочинение на свободную тему.

Комментарий от Котиков: или будьте любезны заплатить за исследование аудитории. Мы столкнулись однажды с интересной ситуацией. Сам собственник утверждал, что хорошо знает нужды ЦА и настаивал на своем знании. За немалые деньги через несколько месяцев работы команда бизнес-аналитиков выяснила, что его ЦА давно выросла из его представлений, и проблемы у них гораздо более интересные.
-6

Ситуация третья: у компании неподходящая для контент-маркетинга бизнес-модель

Объясню на реальном примере. К нам обратилась компания, которая занимается восстановлением данных. Их клиенты — это люди и компании, у которых сгорел или как минимум дымится жёсткий диск. Контент-маркетинг такому бизнесу не нужен, потому что нет услуг по профилактике и защите баз данных. Никто из клиентов не ищет заблаговременно тех, кто восстановит им данные. Люди приходят, как и на удаление зуба, только тогда, когда прижало, и заранее это не планируют. А когда прижало, люди идут не в ваш блог, а в поисковик. И ищут, где ближе, выгоднее и быстрее решат их проблему прямо сейчас. Когда проблема решена, вы им больше не нужны.

А вот если бы компания предлагала клиентам комплекс — не потерять и защитить ценную информацию, задел для стратегии контент-маркетинга был бы хороший. Как и у стоматологии, которая не только удаляет, но и лечит зубы и делает другие эстетические процедуры.

Вывод: если вы продаёте продукт спонтанного и экстренного спроса, и у вас нет возможности или желания расширить линейку услуг, вам подойдёт прямая реклама, а не контент-маркетинг. Просто потому что информацию о вашем продукте ни в каком другом ключе, кроме как «купить здесь и сейчас», не ищут и искать не будут.

Комментарий от Котиков: самая плохая моделькогда за КМ приходят только потому, что уже «я все попробовал, ничего не работает, давайте сделаем контент-маркетинг».
-7

Ситуация четвёртая: в компании не настроены бизнес-процессы

Представьте, что вам привели за ручку 100 новых клиентов, а ваш отдел продаж в отпуске. Или представьте, что вы заявили о запуске службы поддержки, а вам отключили телефон. Ситуации бредовые, но прекрасно иллюстрируют хаос в бизнес-процессах, который царит в очень и очень многих компаниях.

Контент-маркетинг добавит работы любой компании. И если есть проблемы в том, чем вы уже занимаетесь, если у вас до сих пор не автоматизирована рутина, если вы руками делаете большую часть работы, вы попросту утонете в задачах. Поэтому сначала стоит освоить и внедрить хотя бы CRM, а затем пробовать привлекать клиентов. Иначе контакты неизбежно будут теряться, а менеджеры будут путаться в запросах от клиентов. По секрету сказать, это может произойти при подключении любого нового канала привлечения клиентов.

Вывод: рвётся там, где тонко. Ищите и устраняйте свои слабые места. Хотите больше клиентов — убедитесь, что вы готовы принимать, обрабатывать и учитывать заявки. Это необходимый минимум.

-8
Комментарий от Котиков: на конференции «Неделя Байнета 2015» Юлия Суворова из AGIMA рассказывала кейс про шоколадную фабрику. Агентство пригласили сделать новый сайт для фабрики, но в какой-то момент они поняли, что если сделать современное эффективное решение и получить много обращений, то фабрика просто в них захлебнется. До сих помнится этот рассказ о складском управлениина бумажках.
-9
-10

Ситуация пятая: у компании нет достаточных ресурсов

Контент-маркетинг почему-то выглядит в глазах многих как что-то простое и бесплатное. Людям кажется, что ты просто время от времени и в своё удовольствие ведёшь блог или рассылку или постишь котиков в социальных сетях, отчего клиенты испытывают восторг и непреодолимое желание подписаться и купить.

На деле все успешные контент-проекты — это синергия времени, усилий и финансовых вложений. Да, есть проекты, и их немало, которые выстрелили без первоначальных вложений. Особенно таких проектов много в «мягких» нишах, взять тот же проект Re-self Олеси Новиковой. Но у человека было что сказать, и было время говорить. А это мало кто учитывает, большинство видит только «бесплатно».

Для того чтобы внедрить контент-маркетинговую стратегию, нужно время, руки и деньги. Можно обойтись без денег, но тогда нужны бесплатные руки и много времени. Можно обойтись без траты собственного времени, но тогда нужны деньги.

Вывод: у вас есть только три способа добиться успеха в контент-маркетинге — наймите внутреннего редактора, занимайтесь всем сами или обратитесь в агентство. Микропредприниматель или скучающий собственник может позволить себе какое-то время делать всё своими руками и без вложений. Большинству же придётся искать альтернативу — либо внешних авторов, либо внутренних, а это уже стоит денег. И не забывайте, что кроме создания контента кто-то должен заниматься его распространением. Можно бесплатно, но на это, как вы помните, снова нужно время.

Комментарий Котиков: мы уже видели несколько раз, как компания, производящая контент силами собственных сотрудников, внезапно осознает, что а) тратит ценные ресурсы на вспомогательные работы и при этом б) не способна производить достаточное количество контента самостоятельно. Да, контент-маркетинг для них вполне подходит, но нет, не с такими затратами.
-11

Еще пара мифов

Есть ещё традиционное мнение, что контент-маркетинг не нужен локальному бизнесу. Но в нашей практике иногда это не играет роли. Например, год назад мы помогали пита-бару MeatMe и разработали стратегию исключительно для социальных сетей. Выстроить поток заявок оказалось вполне возможно. Секрет в подходе к приготовлению блюд, в использовании пространства бара под разные мероприятия, в изюминке кухни и сервиса. (А еще в том, что ЦА этого бара живет в интернете — прим. Котиков). А вот продуктовому магазину формата «на углу» контент-маркетинг не нужен, потому что нет поводов говорить с клиентам о товарах. Максимум, что тут можно придумать, это малочисленную группу со скидками для жителей окрестных домов. Но будет ли это работать, сказать сложно.

И есть ещё проблемы с ожиданием быстрого результата и повышения продаж. Контент- маркетинг — это не способ продать ваш товар с помощью статей. Это способ коммуникации с клиентом, создания среды, где вы растите спрос на свой продукт и увеличиваете доверие своей аудитории, что в итоге приводит к входящим заявкам. А на это требуется время.

В этих и многих других случаях традиционная прямая реклама будет работать лучше, чем что-либо ещё. Нужно помнить, что контент-маркетинг — это инструмент для людей и компаний с потенциалом стать информационным лидером в своей нише. Иногда бизнесу нужно просто дорасти до контент-маркетинга.

Комментарий от Котиков: надо считать

Пожалуй, есть еще аргумент, который стоит учитывать, выбирая способ продвижения. Мы о деньгах. Контент-маркетинг — прежде всего маркетинг. И рассуждая о том, кому и зачем нужен КМ, нужно ориентироваться на простой показатель: стоимость привлечения клиента.

При продаже вертолетов цена за один лид может быть любой. На проект можно поставить команду, не поджимаясь в бюджетах, пара заказов окупит все пляски с бубном. Но это вертолеты. Таких клиентов как-то удивительно мало.

Если у вас небольшая маржа с большого объема мелкой — и разнообразной — розницы, то проще, наверное, идти традиционным путем, прокачивая все инструменты e-commerce. И потихоньку раскачивать контентные проекты небольшими усилиями. То бишь не заказывать супер-видео, а купить камеру и оборудовать уголок хорошим светом. Не заказывать супер-статьи, а делать обзоры руками сотрудников (себестоимость тоже ненулевая, но вполне подъемная). И назвать это стратегией контент-маркетинга рука не поднимется. Это просто поддерживающие маркетинговые действия. И SEO плюс контекстная реклама скорее всего приносят вам больше клиентов с меньшими затратами.

Пожалуй, самое важное, что мы для себя поняли: надо считать. Причем не обманывать себя и клиентов и считать всё. Чек резко меняется, когда вместо «напишем десяток статей по паре тысяч за штуку» вы учитываете работу редактора, контент-менеджера, сммщика, стоимость сервиса рассылок и приложений для постинга в соцсети. И время ваших сотрудников (т.е. снова ваши деньги).

А потом надо набраться терпения и ждать, пока вся эта суета с контентом выстрелит. И снова считать — чтобы понять, чего стоил каждый контакт.

Но кое-что обнадеживает. С течением времени стоимость привлеченного клиента падает просто потому что эффект накапливается. И обидно бывает, если вы сдаетесь буквально перед тем, как обвалится эта лавина.

Статью поддержала авторитетом Малефисента. Согласитесь, отрезвляющее зрелище. Вы еще хотите контент-маркетинг? Тогда мы идем к вам!