Когда технологии, кажется, способны полностью вытеснить человеческий разум за ненадобностью, оставаться в хорошей интеллектуальной форме — необходимость. Примерно такая же, как быстрый интернет в мобильнике. Журналист и математик Александр Малютин рассуждает о стимулах учиться и думать в современном мире.
Часто слышу вопрос: зачем вообще в современном мире нужно что-либо знать, когда существуют Google и Wikipedia? Зачем нужно учиться вычислениям столбиком или того хуже — устному счету, когда существуют калькуляторы и волшебная Excel. Не представляют ли собой все эти упражнения просто бессмысленную трату времени? Конечно же нет. Расскажу одну личную историю и два анекдота.
В восьмом, если мне не изменяет память, классе математичка поручила мне помочь отстающему ученику В. по геометрии. Парень был непростой, норовистый и хулиганистый. По геометрии имел твердую двойку и даже не пытался покуситься на твердыню. Мое репетиторство запросто могло закончиться в течение пяти минут отправлением меня куда подальше. Но мы приятельствовали с В., поэтому он не стал меня сразу отшивать, а вступил в дискуссию.
Слушай, говорю, там тема — сложение векторов на плоскости — в ней нет ничего трудного, давай объясню. Да не пойму я все равно, отвечает. Ну перестань, говорю, у тебя с мозгом все в порядке. Вон сколько неприятелей ты вокруг пальца обвел, сколько народу в карты обыграл. Да знаю я, говорит В. не без гордости, по жизненным вопросам у меня котелок варит что надо, но тут же геометрия, а не жизнь. Так геометрия проще, говорю я ему тогда, вот смотри...
В общем, он сложение векторов освоил. Понял затем, как получаются отрицательные вектора, и, соответственно, освоил вычитание. Понял, почему сумма векторов — сторон многоугольника — равна нулю. После этого я однажды подловил его, что он сам, без всяких заданий, старательно рисовал на листочке вектора и складывал их. То есть В. испытал радость саморазвития и познания нового. Почувствовал такую же эйфорию, как от выигрыша в карты. Разве это не стимул?
Но есть и другие стимулы. Если вы сами не программист, например, можете ли вы поручиться, что понимаете, чем программист, собственно, занимается? Какую работу ему сделать действительно нелегко, а какую — пара пустяков, но при этом можно без труда убедить несведущего человека, что героически работать пришлось сутки напролет? Хотя на самом деле он всю ночь рубился в 3D-игру, а задачку решил за час.
Производительность программистов может различаться на порядок и без 3D-игр, ну и как в этом разобраться, не дав себе труд хотя бы немного изучить предмет? Вот вам и стимул номер два.
Про него, кстати, есть такой бородатый анекдот. Генерал приехал с проверкой к ракетчикам и увидел на боеголовке ведро — ракету перед проверкой мыли и ведро забыли. Это еще что такое, заорал высокий проверяющий. Ионный отражатель, товарищ генерал, не моргнув глазом отрапортовали бойцы. Сам вижу, что отражатель, оборвал их генерал, почему он не покрашен в защитный цвет?
В этом месте многие смеются, но мало кто отдает себе отчет, что сам может запросто оказаться — да наверняка уже и оказывался — в роли точно такого генерала.
Второй анекдот, который я обещал в начале текста, тоже достаточно бородат. Три математика заходят в паб. Бармен живо интересуется:
— Все господа будут пиво?
— Не знаю, — ответил первый математик.
— Не знаю, — ответил второй математик.
— Все, — ответил третий математик.
Если в этом месте вы улыбнулись, значит, вы еще не совсем забыли школьную математическую логику, и тогда я должен принести вам свои извинения за то, что вы читали этот текст. Он не для вас, а для тех, кто даже элементарную математику не помнит и не видит смысла восстанавливать утраченные навыки.
Леность свою в таких случаях часто обосновывают тем, что, дескать, учили мы, учили интегралы в институте, а они так и не пригодились. Но дело же не в интегралах — хотя и их можно понять ради собственного удовольствия, как мой товарищ В. понял сложение векторов. Дело в том, что этот анекдот вполне может прозвучать в дружеской компании, и все посмеются искренне, и только вы — деланно. Неудобно получится.
Но еще хуже, если такого рода анекдот вам расскажут на собеседовании и, увидев, что вы его не поняли, не возьмут на работу. Ну или скажут нечто вроде «Москва ежедневно съедает 6 тысяч тонн мяса», и, если вы сразу не возмутитесь в духе «не может такого быть!», — тоже откажут в приеме. Так быть действительно не может, потому что 6 млн килограммов мяса в день — это по полкило на каждого москвича, считая стариков, женщин и детей, то есть неправдоподобно много.
Да будут ли такие собеседования, скептически спросите вы. Ну а почему нет? Вы же видите, что происходит на рынке труда. Автоматизируются и роботизируются даже те специальности, которые раньше считались интеллектуальными. Так что умение самостоятельно мыслить, анализировать и сопоставлять факты наверняка будет цениться все сильнее. Кто-то же должен делать этих роботов.