Найти тему
Виктор Борисов

По зимнику вдоль моря на кроссовере

Пока зима не закончилась мы вместе с другом совершили стремительное путешествие по маршруту Онег - Малошуйка - Валдай, кратчайшему пути из Архангельской области в Карелию вдоль южного побережья Белого моря.

Для путешествия был выбран большой кроссовер Audi Q5 с двухлитровым турбодизелем. В этот раз я решил не суетиться с ранним выездом после бессонной ночи с затянувшимися сборами. Утром спокойно доделал все дела, собрал комплект необходимых вещей и в обед неспешно (постояв в пробках) выехали на трассу М8 «Холмогоры». Наша цель в первый день проехать около 500 километров до темноты и остановиться на ночлег. Едем спокойно, около Москвы плотный поток грузовых автомобилей и при двухполосной дороге нет смысла куда-то гнать. Тем более, что Q5 совсем новая и ещё на обкатке.

Дорога более менее нормального качества, расчищена, ям нет. В Вологодской области иногда встречаются участки с асфальтом превосходного качества.

Проехали Вологду, поворот на Тотьму и Великий Устюг — ищем первый попавшийся мотель для остановки на ночлег. Только припарковались, к нам навстречу вышла лиса.
Проехали Вологду, поворот на Тотьму и Великий Устюг — ищем первый попавшийся мотель для остановки на ночлег. Только припарковались, к нам навстречу вышла лиса.
Придорожный сервис в России совершенно не развит, видимо ещё нет спроса, а главное — альтернатив. За ночь в этом домике мы заплатили 1200 рублей на двоих. Ещё 350 рублей за ужин и 200 рублей за завтрак. Утром обнаружили, что залитая на Ярославском шоссе незамерзайка превратилась в замерзайку — ночью температура упала до минус 20 градусов.
Придорожный сервис в России совершенно не развит, видимо ещё нет спроса, а главное — альтернатив. За ночь в этом домике мы заплатили 1200 рублей на двоих. Ещё 350 рублей за ужин и 200 рублей за завтрак. Утром обнаружили, что залитая на Ярославском шоссе незамерзайка превратилась в замерзайку — ночью температура упала до минус 20 градусов.
Но и грязь на дорогах закончилась. Помыли машину от Московской грязи и свернули с федеральной трассы М8 на региональную дорогу Р2 на Каргополь. Оказывается, что все дороги на севере кроме федеральных трасс зимой эксплуатируются со снежным настом — то есть их никогда не расчищают полностью до асфальта. Это хорошо работает на грунтовых дорогах и асфальте с большим количеством ям. Но при этом на солнце верхний слой тает и покрытие превращается в отполированный до блеска лёд — очень скользко.
Но и грязь на дорогах закончилась. Помыли машину от Московской грязи и свернули с федеральной трассы М8 на региональную дорогу Р2 на Каргополь. Оказывается, что все дороги на севере кроме федеральных трасс зимой эксплуатируются со снежным настом — то есть их никогда не расчищают полностью до асфальта. Это хорошо работает на грунтовых дорогах и асфальте с большим количеством ям. Но при этом на солнце верхний слой тает и покрытие превращается в отполированный до блеска лёд — очень скользко.
Доехали на Каргополя и вышли на трассу Р1 до Плесецка. Затем свернули на круглогодичную грунтовую дорогу через посёлок Савинский до Онеги.
Доехали на Каргополя и вышли на трассу Р1 до Плесецка. Затем свернули на круглогодичную грунтовую дорогу через посёлок Савинский до Онеги.
Автомобилей здесь уже совсем мало, иногда встречаются лесовозы которые движутся как на север (в Онеге находится лесоперерабатывающий завод), так и на юг.
Автомобилей здесь уже совсем мало, иногда встречаются лесовозы которые движутся как на север (в Онеге находится лесоперерабатывающий завод), так и на юг.
По пути встречаем огромное количество нежилых и практически заброшенных деревень. Вот, допустим, деревня на 50 домов, но нет ни единой пешеходной тропинки хоть к одному дому от дороги. А иногда можно увидеть один жилой дом на всю деревню (виден дым из трубы), но весь окружённый метровыми сугробами — кто-то за всю зиму ни разу не выбирался дальше своего участка.
По пути встречаем огромное количество нежилых и практически заброшенных деревень. Вот, допустим, деревня на 50 домов, но нет ни единой пешеходной тропинки хоть к одному дому от дороги. А иногда можно увидеть один жилой дом на всю деревню (виден дым из трубы), но весь окружённый метровыми сугробами — кто-то за всю зиму ни разу не выбирался дальше своего участка.
Преображенская церковь (1786 год) и колокольня (1793 год) в Турчасово. Летом сюда можно перебраться только на пароме через Онегу, а зимой устраивают ледовую переправу (фото на обложке).
Преображенская церковь (1786 год) и колокольня (1793 год) в Турчасово. Летом сюда можно перебраться только на пароме через Онегу, а зимой устраивают ледовую переправу (фото на обложке).
Очень много снега, церковь тоже заколочена, да и ходить в неё особо некому.
Очень много снега, церковь тоже заколочена, да и ходить в неё особо некому.
Трактор с советским номером 1965—1982 годов.
Трактор с советским номером 1965—1982 годов.
Почтовое отделение, судя по протоптанной тропинке сюда иногда кто-то приходит.
Почтовое отделение, судя по протоптанной тропинке сюда иногда кто-то приходит.
Церковь Вознесения Господня в Пияле. Это самая высокая из сохранившихся в России деревянных церквей (45 метров), и вторая по высоте из вообще существовавших, чья высота подтверждена документально. В кадр целиком не поместилась — по целине метровой глубины особо не разгуляешься.
Церковь Вознесения Господня в Пияле. Это самая высокая из сохранившихся в России деревянных церквей (45 метров), и вторая по высоте из вообще существовавших, чья высота подтверждена документально. В кадр целиком не поместилась — по целине метровой глубины особо не разгуляешься.
Практически все мосты в Архангельской области деревянные. За ними следят и регулярно обновляют.
Практически все мосты в Архангельской области деревянные. За ними следят и регулярно обновляют.
Огромные деревянные дома. Много типовых по одному проекту. Но каждый перекошен по своему.
Огромные деревянные дома. Много типовых по одному проекту. Но каждый перекошен по своему.
Лес — главное достояние Архагельской области. Его здесь столько, что кажется хватит на всю планету. Притом, как мне кажется, порой стоимость его транспортировки превышает стоимость заготовки и обработки.
Лес — главное достояние Архагельской области. Его здесь столько, что кажется хватит на всю планету. Притом, как мне кажется, порой стоимость его транспортировки превышает стоимость заготовки и обработки.

К вечеру приезжаем в Онегу и заселяемся в центральную гостиницу города «Юбилейная». Судя по всему она здесь одна, поэтому выбора у нас нет. Двухместный номер с удобствами стоил 2000 рублей. Ещё в Онеге обнаружили дизельное топливо Евро-5, чем были сильно удивлены.

Продолжаем наш маршрут. На сегодня у нас самое интересное — тридцатикилометровый участок зимника по болоту, соединяющий посёлки Ворзогоры и Абрамовская. Летом этот участок считается непроходимым из болотистой местности и нескольких бродов, в том числе через достаточно широкую реку Нименьга.

Добраться до церкви в Ворзогорах затрудительно — всё засыпано снегом. Основную дорогу в посёлке чистит трактор, чтобы по ней смогли проехать грузовики.
Добраться до церкви в Ворзогорах затрудительно — всё засыпано снегом. Основную дорогу в посёлке чистит трактор, чтобы по ней смогли проехать грузовики.
Здесь же в сугробе был обнаружен Volkswagen Derby — трехобъемная версия Polo, выпускавшаяся в период с 1977 по 1981 год.
Здесь же в сугробе был обнаружен Volkswagen Derby — трехобъемная версия Polo, выпускавшаяся в период с 1977 по 1981 год.
Это дорога по болоту в сторону Малошуйки. Навстречу едет пять военных Камазов.
Это дорога по болоту в сторону Малошуйки. Навстречу едет пять военных Камазов.
Никольская шатровая церковь в Абрамовской. Самое старое строение ансамбля датировано 1638 годом! Это невероятно, что она сохранилась до нашего времени.
Никольская шатровая церковь в Абрамовской. Самое старое строение ансамбля датировано 1638 годом! Это невероятно, что она сохранилась до нашего времени.
Чтобы разнообразить маршрут решили проехать в деревню Кушерека. Тем более, что дорога была видна на спутниковых снимках.
Чтобы разнообразить маршрут решили проехать в деревню Кушерека. Тем более, что дорога была видна на спутниковых снимках.
В деревне был обнаружен один плохо разговаривающий (из-за отсутствия общения)житель, который тем не менее вкурсе о том, что этой зимой здесь неподалёку утопили два автомобиля из Москвы. В деревне нет электричества, но стоит вот такой телефон-автомат с солнечными батареями и ветрогенератором. Обратите внимание — он засыпан снегом и им никто не пользуется.
В деревне был обнаружен один плохо разговаривающий (из-за отсутствия общения)житель, который тем не менее вкурсе о том, что этой зимой здесь неподалёку утопили два автомобиля из Москвы. В деревне нет электричества, но стоит вот такой телефон-автомат с солнечными батареями и ветрогенератором. Обратите внимание — он засыпан снегом и им никто не пользуется.
Дальше дороги для автомобилей нет, поэтому разворачиваемся и едем обратно до Абрамовской.
Дальше дороги для автомобилей нет, поэтому разворачиваемся и едем обратно до Абрамовской.
Проезжаем крупный посёлок Малошуйка. Летом сюда можно добраться на автомобиле только через Карелию. Ну или по железной дороге.
Проезжаем крупный посёлок Малошуйка. Летом сюда можно добраться на автомобиле только через Карелию. Ну или по железной дороге.
А мы движемся дальше — петяющая дорога приводит нас к границе областей. Как это традиционно бывает — пограничные дороги никто не обслуживает. Слева в снегу лежит волокуша, которой чистят дороги в Архангельской области. Направо уходит дорога в ближайшую деревню, а прямо плохо расчищенная тропа в Карелию.
А мы движемся дальше — петяющая дорога приводит нас к границе областей. Как это традиционно бывает — пограничные дороги никто не обслуживает. Слева в снегу лежит волокуша, которой чистят дороги в Архангельской области. Направо уходит дорога в ближайшую деревню, а прямо плохо расчищенная тропа в Карелию.
Мы первые кто едет на легковом автомобиле за последние несколько дней — дорога присыпана снегом, а также на ней присутствуют глубокие колеи от грузовика, который изрядно распахал и без того слабый наст. Снижаем давление до 1 атмосферы, на штатном давлении здесь делать нечего — мы моментально закопаемся и сядем на брюхо.
Мы первые кто едет на легковом автомобиле за последние несколько дней — дорога присыпана снегом, а также на ней присутствуют глубокие колеи от грузовика, который изрядно распахал и без того слабый наст. Снижаем давление до 1 атмосферы, на штатном давлении здесь делать нечего — мы моментально закопаемся и сядем на брюхо.
Где-то вот этом месте проходит граница областей, на открытом участке снега больше всего. В колею от грузовика мы не помещаемся ни по ширине, ни по дорожному просвету — поэтому едем по бровке. Первый проезд показал, что не нужно делать никаких резких движений и пытаться пройти такие участки ходом. Машина начинает цеплять брюхом за снег, колёса разгружаются и движение прекращается.
Где-то вот этом месте проходит граница областей, на открытом участке снега больше всего. В колею от грузовика мы не помещаемся ни по ширине, ни по дорожному просвету — поэтому едем по бровке. Первый проезд показал, что не нужно делать никаких резких движений и пытаться пройти такие участки ходом. Машина начинает цеплять брюхом за снег, колёса разгружаются и движение прекращается.
Вокруг совершенно дикие места. Сотовой связи нет.
Вокруг совершенно дикие места. Сотовой связи нет.
Дорогу скорее всего за зиму расчищали один раз. Накатанные участки представляют собой утрамбованный снег глубиной 30-40 сантиметров, по бокам невысокие отвалы. На задней двери налип огромный снежный сугроб.
Дорогу скорее всего за зиму расчищали один раз. Накатанные участки представляют собой утрамбованный снег глубиной 30-40 сантиметров, по бокам невысокие отвалы. На задней двери налип огромный снежный сугроб.
Засадных участков не очень много, но торопиться на них не стоит. Самое правильное решение выйти и пройти пешком по трактории движения левых и правых колёс попутно сравнивая особо сильно выступающие участки колеи. Двигаться медленно и аккуратно, натаптывая колею. Снег, на удивление, очень хорошо держит почти двухтонную машину, главное не допускать пробуксовки колёс.
Засадных участков не очень много, но торопиться на них не стоит. Самое правильное решение выйти и пройти пешком по трактории движения левых и правых колёс попутно сравнивая особо сильно выступающие участки колеи. Двигаться медленно и аккуратно, натаптывая колею. Снег, на удивление, очень хорошо держит почти двухтонную машину, главное не допускать пробуксовки колёс.
Ходом такое препятствие не пройти — глубина раскатанной колеи не позволит.
Ходом такое препятствие не пройти — глубина раскатанной колеи не позволит.
Несмотря на DSG и Торсен (который не настолько эффективен на бездорожье, как Халдекс), Audi Q5 достойно прошла весь маршрут.
Несмотря на DSG и Торсен (который не настолько эффективен на бездорожье, как Халдекс), Audi Q5 достойно прошла весь маршрут.
Аккуратно протаптываем ногами траекторию для движения — здесь нам предстоит задача переехать с одной стороны колеи на другую. Через несколько километров мы выезжаем на перекрёсток с дорогой Валдай—Надвоицы.
Аккуратно протаптываем ногами траекторию для движения — здесь нам предстоит задача переехать с одной стороны колеи на другую. Через несколько километров мы выезжаем на перекрёсток с дорогой Валдай—Надвоицы.

Доезжаем до трассы М18 «Кола» и останавливаемся на ночлег в самой ужасной гостинице Медвежьегорска. Убогий двухместный номер за безумные 2500 рублей с рестораном, на входе в который стоит десяток гоп-охранников разминая кулаки и требуя деньги за вход по предлогом, что в ресторане нет мест. Крайне рекомендую проезжать Медвежьегорск мимо и ехать до Пудожа — в нём есть превосходная отремонтированная гостиница и кафе.

Обратно возвращаемся также — через Вологду и трассу М8. Это намного лучший вариант, чем стоят в круглосуточной пробке в Вышнем Волочке на трассе М10, к тому же здесь гораздо меньше поток автомобилей. Вот, кстати, как должен выглядеть правильный придорожный сервис. Кафе на обьездной Грязовца — бесплатный интернет, душ, вкусная еда и низкие цены (обед на двоих — 400 рублей).
Обратно возвращаемся также — через Вологду и трассу М8. Это намного лучший вариант, чем стоят в круглосуточной пробке в Вышнем Волочке на трассе М10, к тому же здесь гораздо меньше поток автомобилей. Вот, кстати, как должен выглядеть правильный придорожный сервис. Кафе на обьездной Грязовца — бесплатный интернет, душ, вкусная еда и низкие цены (обед на двоих — 400 рублей).
Подъезжая к Москве попали в снежную метель.
Подъезжая к Москве попали в снежную метель.

Итого проехали 3000 километров за 3,5 дня со средним расходом 8,5 литров дизельного топлива на 100 километров. На ночлег потратили 3000 рублей на человека, на питание — порядка 1500 рублей. Т.к. зима на севере ещё не собирается заканчиваться, по этому маршруту можно будет проехать как минимум до середины апреля.

Если есть желание на несколько дней вырваться из грязной и серой Москвы — крайне рекомендую.

Проехать маршрут можно на любом полноприводом кроссовере.