Найти в Дзене
Кинолюбитель.

Советские шпионские эпопеи в кинопрокате.

Советские фильмы про разведчиков в кинопрокате.

Начну с того, что советские фильмы про разведчиков – это шпионские эпопеи, по своей сути. Это если пользоваться международной терминологией.

Но в СССР было четкое разделение: шпион – это враг, разведчик – это наш человек. Такое разделение проникло даже в детскую литературу («Смерть шпиона Гадюкина»).

Пик популярности шпионских эпопей в советском кино приходиться на 60- 70 гг. Как правило, это многосерийное кино или сериал, состоящий из нескольких серий. Говорить буду про кино. Если затрагивать значимые сериалы, то статья будет слишком большая.

Причина популярности шпионских эпопей была банальной: платили за такие фильмы очень хорошо. Кроме того, значок лауреата Госпремии КГБ на лацкане пиджака значил очень многое. Популярность шпионских фильмов была насколько огромной, что Леонид Гайдай сделал гениальную пародию на эти самые эпопеи. Называется она, как вы все прекрасно понимаете, «Бриллиантовая рука».

Но популярность шпионских эпопей объясняется и довольно объективно: недостаток остросюжетного кино для зрителей. Голод на жанровое кино.

Подавляющее большинство шпионских фильмов снято на черно – белую пленку, и сделано в широкоэкранном формате. Поэтому и Гайдай сделал свой фильм широэкранным. К тому же, он спародировал то, что шпионские фильмы всегда были двухсерийными.

Сюжет эпопей незамысловат: наш разведчик внедряется в «их» разведцентр. Дело происходит во время войны, или после нее. Если во время войны, то герой борется с фашистами, а если после, то речь идет о неком неназываемом разведцентре. Самые лучшие эпопеи сделаны в традициях реализма, и показывали разведывательную работу как работу вдумчивого аналитика и психолога, а не как стрелка, боксера и автогонщика. Не обходилось и без приключений, но наш разведчик должен быть не только смелым, но и целомудренным, никаких адюльтеров и приключений с женским полом.

1) «По тонкому льду».

Это шпионская эпопея – фактически автобиография автора литературного материала Георгия Брянцева. Адаптировал этот материал Юлиан Семенов – создатель в будущем главной шпионской эпопеи всего Советского Союза. В первой серии главные герои хотят найти немецкого шпиона, а во второй серии борются с ним, находясь на нелегальном положении. Очень правдивое и реалистичное кино с рядом отличный актерских работ. Среди них выделю работу Алексея Эйбоженко. Также заметные роли в картине сыграли два Николая Крючков и Крюков. Фильм имел отличный зрительский успех. Его посмотрело более 40 млн. зрителей. Сейчас картина фактически не известна.

-2

2) «Сильные духом».

А вот этот фильм частенько вспоминают и сейчас. Правда, в настоящее время его вспоминают в связи с тем, как погиб герой этого фильма Николай Кузнецов в реальности. Забавно и то, что автором литературного материала стал Дмитрий Медведев. Он, как и Георгий Брянцев, был реальным работником разведки, а не только однофамильцем третьего президента России. Популярность исполнителя главной роли Гунара Цилинского после премьеры этого фильма была феноменальной. Некоторые сцены вошли в фольклор. Один из самых популярных фильмов про разведчиков в советском прокате. Картина довольно реалистичная. Кроме Цилинского здесь снялось еще много популярных актеров. Карьера режиссера Георгиева в советском кино так и не сложилась.

-3

3) «Щит и меч».

Фильм Владимира Басова имел феноменальную популярность. По слухам, это любимый фильм нынешнего президента России. Есть легенда, что после просмотра этого фильма он пришел в приемную ленинградского КГБ. Фамилия главного героя Александра Белова не случайно. Его прототипом был Рудольф Абель. В основу фильма лег двухтомный роман Вадима Кожевникова. Его решили экранизировать в несколько серий. Станислав Любшин снимался в кино до этого фильма. Но после него он стал одним из самых популярных актеров. Еще одна легенда, связанная с этим фильмом, это легенда о том, как был найден исполнитель одной из главных ролей Олег Янковский. Он тогда был совершенно неизвестным актером Саратовского театра, и этот фильм стал его звездным билетом. Для Георгия Мартынюка эта роль стала одной из последних в большом кино. Но дело тут в том, что его пригласили на роль Знаменского. И с тех пор он стал ассоциироваться у зрителей с ролью мудрого следователя. Сам Басов сыграл роль опытного разведчика. Наличие идеологии не мешает этому фильму и сейчас быть одним из самых популярных.

-4

4) «Мертвый сезон».

Наверное, единственный фильм в мире, где предисловие перед фильмом читает реальный разведчик Рудольф Абель. В отличии от двух других фильмов дело здесь происходит в современности. Поэтому страна пребывания нашего разведчика так и не названа. Не смотря на то, что режиссер Савва Кулиш стремился снять психологическую драму, одна погоня все же присутствует в фильме. Также в фильме присутствует легендарная модель «мерседеса». Нужно сказать и о гениальной игре Донатоса Баниониса, и о не менее популярном дубляже Александра Демьяненко.

-5

5) «Ошибка резидента».

Первый фильм тетралогии про резидента Тульева. Здесь показан очень обаятельный образ разведчика, который противостоит нашим спецслужбам. Правда, уже во второй части он становиться на нужную сторону. Любопытно, что Элеонора Шашкова, которая сыграла возлюбленную Тульева, сыграла затем и жену самого Штирлица. А Ефим Копелян, который воплотил здесь образ генерала, стал потом знаменит всему СССР, как человек, произносящий закадровый текст в другом знаменитом, уже телесериале. Также и Ростислав Плятт исполнил в картине роль мерзкого вербовщика. Но внешне его герой очень обаятелен. А музыку написал Микаэл Таривердиев. Первые две части, снятые на черно – белую пленку, сняты в традиции психологической драмы. Но к третьей части фильм все больше и больше становился приключенческим боевиком. И две последние части имели гораздо меньший успех. Песня подарила народу песню «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Ее горланили все пьяницы СССР.

-6

6) «Путь в «Сатурн».

Первая часть трилогии про советского разведчика во вражеском разведцентре. Она включает в себя три фильма. Кроме этого, это «Конец «Сатурна» и «Бой после Победы». Снял картину замечательный режиссер Вилен Азаров. В основу легли романа популярного писателя Василия Ардаматского Но именно этот фильм и стал объектом для многих пародий, в том числе и для Леонида Гайдая. Этот фильм больше всех других снят в приключенческом ключе. И в этом фильме больше всего плохих и глупых фашистов. Их с легкостью обводит вокруг пальца наш разведчик. Он еще и красив, и чертовски обаятелен.

Фильмы про разведчиков снимали на всех студиях, но в историю вошли только эти фильмы. В конце шестидесятых годов министром внутренних дел стал Щелоков. Он начал поднимать престиж профессии милиционера. И волна шпионских эпопей пошла на убыль. Стало модным снимать кино про милицию.