Макет Тяжёлого пушечного бронеавтомобиля БА-11 установлен у вокзала станции Венёв в Тульской области в 2013 году.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Состояние памятника - новое.
Дата съёмки - 02 апреля 2017 года.
БА-11 — советский бронеавтомобиль на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.
Установлен по инициативе и на средства железнодорожников Тульского региона Московской железной дороги.
Ни одного такого броневика не сохранилось, поэтому был построен недействующий макет.
Сделали его в мастерской Бушуева - bushuev-motors.ru.
Любопытно, что сведений о железнодорожном варианте БА-11 мне найти не удалось.
Похоже, что такой вариант шасси - фантазия реконструкторов.
Красивая сказка об этом памятнике из местной газеты (Денис Махель, Венёвский уезд, 30.10.2013) :
В начале реконструкции в 2012 году железнодорожники хотели установить здесь автомобиль ЗИС-5, так же на рельсах, в память об Иване Алексеевиче Лихачёве, уроженце Венёва и создателе завода ЗИС, позднее переименованого в честь Лихачева в ЗИЛ.
По всей стране начались поиски ретро-автомобиля. К сожалению, завод не смог помочь.
РЖД обратилось к Федору Бондарчуку с просьбой уступить один из автомобилей, ведь на съёмках фильма "Сталинград" их было уничтожено более 300!
Бондарчук ЗИС-5 не подарил, однако, посоветовал обратиться в реставрационные мастерские при Мосфильме.
Реставраторы убедили туляков, что ставить грузовик ЗИС в сквере опасно. Почти все подобные памятники в стране были уничтожены вандалами, фанерная кабина и деревянный кузов легко воспламеняются.
Но реставраторы предложили выход: поставить бронеавтомобиль БА-11, которые делали там же на ЗИСе. Тем более памятника БА-11 в России еще нет.
Теперь РЖД начало искать колесную базу ЗИС-6 для того что бы в мастерских поставили на неё бронекорпус.
Питерские поисковики предложили поднять ЗИС-6 со дна Ладожского озера, где по их словам таких до сих пор множество.
От железнодорожников требовалось обеспечить группу подводников техникой, палатками, продуктами.
Экспедиция уже во всю готовилась, как вдруг ЗИС-6 нашелся в Щекинском районе Тульской области, где его удалось недорого приобрести.
А сам броневик у реставраторов получился очень качественный, я даже сначала не заметил, что он новодельный.
На самом деле под бронекорпусом скрыто шасси полноприводного (6х6) ЗИЛ-157.
ЗИС-6 имел привод только на задние мосты (колёсная формула 6х4)
Бронеавтомобиль БА-11 начал проектироваться в 1936 году с разработки специализированного шасси ЗИС-6К.
На него устанавливался двигатель увеличенной мощности, который крепился на раме в более низком, чем обычно, положении. В задней части шасси монтировался дополнительный пост управления с рулевой колонкой.
По итогам испытаний и доработок получилось шасси ЗИС-34.
В то же время на Ижорском заводе разрабатывался бронекорпус для новой машины.
Приземистый корпус его с наклонным расположением всех бронелистов увеличенной толщины должен был надёжно защищать экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных осколков.
Низкая башня рациональной формы, несла такое же 45-мм орудие 20К, как и основные бронеавтомобили и танки Красной Армии.
Бронирование машины: лоб корпуса 13 мм, борт корпуса 10-13 мм, корма корпуса 13 мм, крыша и днище 4-8 мм, башня 13 мм.
Всего в 1940 году было собрано 16 БА-11, включая экспериментальную машину БА-11Д с дизельным двигателем ЗИС-Д-7.
Эксплуатация в войсках показала, что машина обладает хорошей подвижностью на дорогах и в сухую погоду (скорость БА-11 (макс. 64 км/ч) ровно в два раза выше аналогично вооруженного Т-26).
Однако на бездорожье и в грязи проходимость бронеавтомобиля была неудовлетворительной, а местами и вовсе плохой.
Поэтому производство БА-11 было приостановлено до начала выпуска полноприводных трёхосных шасси.
Как показала дальнейшая история - навсегда.
...много фотографий и подробностей...
Где находится: Точка на Яндекс.
(понравилось - ставь лайк и подписывайся)