Найти в Дзене
Фильмы и книги

Нападение помидоров-убийц

«Нападение помидоров-убийц» (1978) – культовое кино, снятое за гроши, солянка из жанров, аллюзий и киноязыков. И для любителей хохотнуть, и для ценителей британского юмора, и для охотников отыскивать отсылки, и для желающих прокачать свой скилл в кино. Единственное предупреждение: он совершенно не страшный и нисколько не примитивный.

«Нападение помидоров-убийц» – прецедентный фильм, именно он заложил базовые элементы трэшовой пародийной эстетики и стал первым в длинном ряду подобных фильмов b-категории.

Авторы недвусмысленно заимствуют абсурдистскую сатиру из кубриковского «Доктора Стрэнджлава», который сам по себе не возносился в такие выси оголтелого безумия. Я бы сказал, что именно качественный юмор делает «Помидоры» смотрибельными даже для тех, кого не особенно привлекает подобное кино. Сами «захватчики» – обезличенные томаты – выглядят только как бредовый повод для создания богатого синефильского коллажа.

-2

В отличие от предыдущего фильма среды, где вся мякоть ограничивалась идеей с подменой пришельцев на клоунов, здесь можно обнаружить вагон колкостей и гэгов скорее даже британской школы, наполовину «Монти Пайтон» (заседание чрезвычайного комитета) наполовину «Шоу Бенни Хилла» (главред и журналистка). Добротная политическая сатира пополам с плотным видеорядом заимствований из давнего и не очень кино, от Хичкока до «Французского связного», Бонда и «Челюстей» (вышли за три года до «Помидоров). Сюда же для общей сумятицы прибавьте элемент слащавых мюзиклов и в итоге перед нами один из самых первых и лучших комедийных трэш хорроров, который рассчитан еще на не отбитого зрителя, требующего хоть какой-то значимости.

-3

Фильм не пытается оглушить нарочитой омерзительностю и дичью, как это часто бывает в жанре, он очень легкий, как легко скольжение и игра аллюзий, легка условная несерьезность предъявленного мира и, конечно же, главного героя – помидоров. Сложно вспомнить менее пустяковую угрозу человечеству, этих «убийц» можно воспринимать как своеобразную метафору необременяющей поп-культуры, ее легкое непринужденное потребление, ради забавы. Такая, может быть, форма средневековой смеховой культуры в XXI веке – в финале фильма маскарадная толпа в общем порыве радостной истерики давит помидоры ногами на площади – отличная иллюстрация идеи о том, что веселье, это еще и способ коммуникации. О чем это говорит? О том, что «Помидоры-убийцы», в каком-то смысле, предназначены именно для группового просмотра.

-4

Подписывайтесь на канал и читайте статьи одним из первых!