Найти тему
Автоспорт

Подробная история советских гоночных грузовиков: МАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, КрАЗ

Оглавление

Никто и никогда не пытался свести воедино историю советских и российских шоссейно-кольцевых гоночных грузовиков. Давайте же попробуем?

МАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, КрАЗ – эти четыре марки были представлены своими гоночными грузовиками ещё в конце 80-х и начале 90-х годов.

В 1987 году завод МАЗ первым из советских предприятий выставил на старт чемпионата свою команду. Через год коллективов стало два – компанию МАЗам составили два КамАЗа, а в 1989-м добавились ЗиЛы. Но такая армада советских автомобилей в мировом грузовом кольце продержалась недолго.

После сезона 1990 года КамАЗ ушёл в ралли-рейды, минские тягачи были уничтожены в конце 1992 года, а ЗиЛ завершил свою гоночную программу в конце 1994 года.

Единственный КрАЗ появился и исчез в 1992 году, не сделав никакой погоды…

МАЗ

Белорусский завод первым во всём СССР обратил внимание на спорт, где соревновались гоночные грузовики. Впервые гоночный МАЗ дебютировал в 1987 году, а начиналось всё достаточно забавно.

В январе 1987 года в главное управление «Совтрансавто» пришло приглашение из Венгрии. Руководство венгерского предприятия «Хунгарокамион» предлагало советским товарищам принять участие в… международной гонке перевозчиков. Поначалу в министерстве идея не вызвала энтузиазма, но поразмыслив было принято решение попробовать выступить.

Собранная из московских и ленинградских кольцевиков и раллистов группа отправилась на МАЗ. Там были подготовлены три грузовика и на них команда отправилась покорять Венгрию. В машины были установлены каркасы безопасности как в кабине, так и за ней, а также защита топливного бака и противоподкатный отбойник. Даже кабины остались старые, со спальными местами.

Мощность мотора семитонной махины составляла всего 280 л.с., но на тот момент гонщики ещё не знали что их ждёт…

В гонке приняли участие только две из трёх машин – на старт вышли М.Львов и Ю.Черников. Советские гонщики финишировали на 13 и 14 местах соответственно.

Михаил Львов, 1987 год, Хунгароринг, Венгрия
Михаил Львов, 1987 год, Хунгароринг, Венгрия

А вот большой, почти получасовой репортаж о дебютной для советской команды гонке:

В 1988 году мазовцы готовились уже более основательно. Во-первых с целью облегчения автомобиля была установлена короткая кабина от самосвала – без спального места. Также был установлен топливный бак меньшего объёма – сто литров вместо 350 л. Кроме того – другие колёса, тормозная система и так далее. Самое же главное – мощность мотора выросла до 700 л.с.!

В том же сезоне на МАЗе появилась и своя команда. До этого грузовики строили для команды "Совтрансавто", а теперь белорусы создали коллектив под названием "МАЗ-TRT". Для себя мазовцы сделали машину даже лучше, чем для клиентов – оно и понятно.

Внешне машины отличались, прежде всего, цветом – заводской МАЗ был синим, а совтрансавтовские были серыми. Позднее по ходу сезона одна "совавтовская" машина стала оранжевой, а одна заводская – красной.

МАЗ заводской команды " МАЗ-TRT", 1988 год
МАЗ заводской команды " МАЗ-TRT", 1988 год
Пилоты всех МАЗовских грузовиков. На заднем плане – два серых "совавтовских" тягача и красный заводской
Пилоты всех МАЗовских грузовиков. На заднем плане – два серых "совавтовских" тягача и красный заводской
МАЗы команды " Совтрансавто", 1988 год
МАЗы команды " Совтрансавто", 1988 год
МАЗ команды " Совтрансавто", 1988 год
МАЗ команды " Совтрансавто", 1988 год

В 1989 году все грузовики заводской команды перекрасили в красный цвет:

1989 год
1989 год

В 1990 году яркий цвет сохранился:

МАЗ образца 1990 года
МАЗ образца 1990 года
МАЗ образца 1990 года
МАЗ образца 1990 года

К сезону-1991 мощность мотора ЯМЗ-8424, которым оснащался гоночный МАЗ-5432С, была доведена до 1100 л.с. Однако до замены коробки передач на автоматическую так и не дошло. Машина же приобрела совершенно иной внешний вид – поменялась кабина и окраска:

МАЗ-5432С образца 1991 года
МАЗ-5432С образца 1991 года

1992 год – пик развития МАЗовской техники. Мощность двигателя составила совершенно фантастические 1300 л.с.! Но в конце сезона команда была расформирована, а вся гоночная техника порезана на металлолом...

МАЗ-5432С образца 1992 года
МАЗ-5432С образца 1992 года

Заводская команда МАЗа доставляла свои грузовики на гонку на специальном прицепе:

Фото сделано во время показательных заездов в СССР
Фото сделано во время показательных заездов в СССР

КамАЗ-5425С

За несколько лет до появления первых ралли-рейдовых грузовиков КамАЗ обратил своё внимание на кольцевые гонки. Причиной этого стал дебют МАЗовцев в Венгрии в 1987 году. Завод из Набережных Челнов не мог остаться в стороне от этой авантюры белорусских конкурентов и сам ринулся в бой.

Заводская команда дебютировала в 1988 году двумя машинами:

КамАЗ-5425С 1988 года
КамАЗ-5425С 1988 года
Команда образца  1988 года
Команда образца 1988 года
КамАЗ-5425С 1988 года
КамАЗ-5425С 1988 года

В 1989 году машина претерпела кое-какие косметические изменения:

КамАЗ-5425С 1989 года
КамАЗ-5425С 1989 года

Сезон-1990 стал последним для бескапотников КамАЗа. К сожалению, грузовики из Набережных Челнов так никогда и не получили достойного двигателя – максимальная мощность их мотора составляла 480 л.с. С такими характеристиками вмешаться в борьбу за высокие места было попросту невозможно.

1990 год
1990 год

Но девяностым годом история выступлений КамАЗов в грузовом кольце не закончилась. Об этом мало кто знает, но в 1993 году на трассу Мизано выехал... капотный КамАЗ. Им управлял Равиль Нургалеев.

Что это за чудо такое? Узнать бы подробности...
Что это за чудо такое? Узнать бы подробности...

Что же касается доставки грузовиков на гонку, то она была организована таким образом:

1989 год, трасса Хунгароринг. В правом углу виден красный МАЗ
1989 год, трасса Хунгароринг. В правом углу виден красный МАЗ
А с этой точки съёмки в правом углу видны гоночные ЗиЛы!
А с этой точки съёмки в правом углу видны гоночные ЗиЛы!

Ну и завершая тему КамАЗа нельзя не сказать, что в 1987 году – в год дебюта команды МАЗ – на этапе в Венгрии выступал... трёхосный КамАЗ! Это был самый обыкновенный седельный тягач и он не имел никакого отношения к будущей советской команде – его выставил на гонку коллектив из Венгрии, за рулём был Золтан Надь:

Редчайший кадр – Золтан Надь на трассе Хунгароринг
Редчайший кадр – Золтан Надь на трассе Хунгароринг

Машина, конечно же, оказалась слишком медленной в сравнении с подготовленными специально гоночными грузовиками и проиграла победителю больше круга.

ЗиЛ

В 1989 году на заводе были построены сразу три гоночных автомобиля с индексом ЗиЛ-4421С. Впрочем "подготовлены" это очень громко сказано – по сути машины не сильно-то отличались от обычных седельных тягачей ЗиЛ. Поэтому говорить о какой-либо конкурентоспособности было невозможно. Выступать на новых гоночных машинах было доверено Н.Иванову и А.Пузырёву.

ЗиЛ-4421С, версия 1989 года
ЗиЛ-4421С, версия 1989 года

Мощность мотора КамАЗ 740 составляла 330 л.с. Коробка передач поначалу оставалась штатной ЗиЛовской, но по ходу сезона её сменила пятиступенчатая КПП Eaton.

ЗиЛ-4421С, 21 мая 1989 года. Pirelli Truck Cup. Венгрия
ЗиЛ-4421С, 21 мая 1989 года. Pirelli Truck Cup. Венгрия

Убедившись в том, что двигателя откровенно не хватает завод приобрёл три новых силовых агрегата в составе КПП Eaton и 600-сильного двигателя Cummins L10.

Внешне машины отличались от автомобилей 1989 года другой схемой окраски и хромированными колёсными дисками из лёгкого сплава.

В 1990 году на британской трассе Брендс-Хэтч зиловцы знакомятся с Крисом Ходжем, который предлагает команде построить для своего коллектива "частный" ЗиЛ. Ему передают третье шасси и в грузовых гонках появляется третий автомобиль этой марки.

Ходжу отдали шасси без двигателя и коробки передач – мотор он поставил такой же Cummins L10, что стоял на заводских машинах, а вот коробка передач была совершенно иной. Вместо пятиступенчатой механики Eaton Ходж установил автомат Allison NT-754.

ЗиЛ-4421С, 1990 год
ЗиЛ-4421С, 1990 год

В 1991 году изменился обвес автомобиля и вновь поменялась окраска. Технически машины практически не изменились:

ЗиЛ-4421С, Гран При Испании 1991 года
ЗиЛ-4421С, Гран При Испании 1991 года
Ранний вариант окраски автомобиля команды Криса Ходжа. За рулём Хизер Бейли
Ранний вариант окраски автомобиля команды Криса Ходжа. За рулём Хизер Бейли
Белые грузовики – заводские, синий – команды Криса Ходжа в более позднем окрасе, 1991 год
Белые грузовики – заводские, синий – команды Криса Ходжа в более позднем окрасе, 1991 год

Сезон-1992 команда провела со старой техникой:

Зил-4421С на трассе Нюрбургринг, 1992 год
Зил-4421С на трассе Нюрбургринг, 1992 год

Однако на выставке ВДНХ в том же году был продемонстрирована новая версия боевой машины, получившая новый индекс 4421СЕ и новый жёлтый окрас.

Использование грузовика "частным" коллективом принесло плоды заводской команде. Подсмотрев у британцев некоторые технические решения уже не советские, а российские инженеры внесли серьёзные изменения в конструкцию автомобиля.

Место двигателя Cummins и механической коробки передач Eaton заняли 900-сильный дизель Caterpillar 3176 и пятиступенчатый автомат ZF 5HP-600.

ЗиЛ-4421СЕ, 1993 год
ЗиЛ-4421СЕ, 1993 год

Грузовик Криса Ходжа также претерпел серьёзные изменения – машине укоротили базу и она постепенно стала терять черты ЗиЛа, превращаясь в некий безымянный прототип:

Укороченная версия ЗиЛа от команды Криса Ходжа
Укороченная версия ЗиЛа от команды Криса Ходжа

Сезон-1994 стал последним для заводской команды ЗиЛ. По его окончанию команда прекратила своё существование. Коллектив же Криса Ходжа продолжил выступать, а машину продолжили переделывать...

Последняя версия  ЗиЛ-4421СЕ
Последняя версия ЗиЛ-4421СЕ

После завершения гоночной карьеры зиловцы поставили гоночный грузовик на прикол на территории завода. Где она и простояла аж до 2013 года – долгих 18 лет, вдумайтесь в это!

Гоночный ЗиЛ после завершения славной карьеры
Гоночный ЗиЛ после завершения славной карьеры

В 2013 году жёлтый гоночный ЗиЛ был спасён реставратором Владимиром Киреевым с постепенно уничтожаемого завода буквально из-под резака. Машину отреставрировали в Мастерской Андрея Мелькумова в Реутове, при этом к процессу восстановления привлекли тех же самых специалистов, которые в своё время создавали данный автомобиль.

После воссоздания ЗиЛа в первозданном виде он отправился в музей в Верхнюю Пышму где и стоит по сей день.

Вот так выглядел ЗиЛ-4421С сразу после реставрации
Вот так выглядел ЗиЛ-4421С сразу после реставрации
А так он выглядит сейчас...
А так он выглядит сейчас...

Интересно, что для перевозки гоночного ЗиЛа на заводе создали специальный тягач 4423 и полуприцеп к нему – серьёзный заводской подход. Дата создания машины – 1 июля 1992 года. Двигатель Caterpillar 3176, коробка передач Eaton.

К кабине примыкал большой спальный отсек – его сделали из элементов обычной кабины грузового ЗиЛа. Внутри спального отсека можно было стоять в полный рост, были установлены две спальные полки.

Команда готова к старту на очередной этап – боевой грузовик стоит на прицепе
Команда готова к старту на очередной этап – боевой грузовик стоит на прицепе
Расположение команды во время гонки
Расположение команды во время гонки

После завершения гоночной программы тягач был продан фермеру в Воронежскую область – тот возил на этом уникальном автомобиле подсолнечное масло.

Но прошли годы и сейчас останки того самого ЗиЛ-4423 гниют в одной из российских деревень...

Удивительно, но надпись над лобовым стеклом ещё читается!
Удивительно, но надпись над лобовым стеклом ещё читается!

Прицеп же остался стоять на территории завода ЗиЛ. В 2016 году была сделана его последняя фотография, а где он теперь – и жив ли ещё – никому неизвестно.

Этот прицеп да в музей бы...
Этот прицеп да в музей бы...

Так что ещё в 2016 году теоретически можно было собрать весь комплект – гоночный грузовик, тягач и прицеп для перевозки. Можно ли это сделать сейчас – не уверен...

КрАЗ

Этот "зелёный крокодил" стал настоящей легендой автоспорта. Гоночный КрАЗ провёл всего-навсего одну гонку, но этого ему хватило для того, чтобы прославиться.

Дизель от танка Т-64(!) форсировали до 1000 л.с. и установили в базе для лучшей развесовки. Коробку передач оставили механическую.

Вот она – легенда мирового грузового кольца
Вот она – легенда мирового грузового кольца

Гоночный КрАЗ также перевозили на прицепе, но и тягач, и полуприцеп были обычными – не чета ЗиЛовским:

Последнее задокументированное появление гоночного КрАЗа на публике – в 1993 году он появился в Киеве на ВДНХ
Последнее задокументированное появление гоночного КрАЗа на публике – в 1993 году он появился в Киеве на ВДНХ

А вот так несчастный "крокодил" проводил последние несколько лет своей жизни...

В таком виде КрАЗ медленно умирал на территории завода...
В таком виде КрАЗ медленно умирал на территории завода...

-41