Никто и никогда не пытался свести воедино историю советских и российских шоссейно-кольцевых гоночных грузовиков. Давайте же попробуем?
МАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, КрАЗ – эти четыре марки были представлены своими гоночными грузовиками ещё в конце 80-х и начале 90-х годов.
В 1987 году завод МАЗ первым из советских предприятий выставил на старт чемпионата свою команду. Через год коллективов стало два – компанию МАЗам составили два КамАЗа, а в 1989-м добавились ЗиЛы. Но такая армада советских автомобилей в мировом грузовом кольце продержалась недолго.
После сезона 1990 года КамАЗ ушёл в ралли-рейды, минские тягачи были уничтожены в конце 1992 года, а ЗиЛ завершил свою гоночную программу в конце 1994 года.
Единственный КрАЗ появился и исчез в 1992 году, не сделав никакой погоды…
МАЗ
Белорусский завод первым во всём СССР обратил внимание на спорт, где соревновались гоночные грузовики. Впервые гоночный МАЗ дебютировал в 1987 году, а начиналось всё достаточно забавно.
В январе 1987 года в главное управление «Совтрансавто» пришло приглашение из Венгрии. Руководство венгерского предприятия «Хунгарокамион» предлагало советским товарищам принять участие в… международной гонке перевозчиков. Поначалу в министерстве идея не вызвала энтузиазма, но поразмыслив было принято решение попробовать выступить.
Собранная из московских и ленинградских кольцевиков и раллистов группа отправилась на МАЗ. Там были подготовлены три грузовика и на них команда отправилась покорять Венгрию. В машины были установлены каркасы безопасности как в кабине, так и за ней, а также защита топливного бака и противоподкатный отбойник. Даже кабины остались старые, со спальными местами.
Мощность мотора семитонной махины составляла всего 280 л.с., но на тот момент гонщики ещё не знали что их ждёт…
В гонке приняли участие только две из трёх машин – на старт вышли М.Львов и Ю.Черников. Советские гонщики финишировали на 13 и 14 местах соответственно.
А вот большой, почти получасовой репортаж о дебютной для советской команды гонке:
В 1988 году мазовцы готовились уже более основательно. Во-первых с целью облегчения автомобиля была установлена короткая кабина от самосвала – без спального места. Также был установлен топливный бак меньшего объёма – сто литров вместо 350 л. Кроме того – другие колёса, тормозная система и так далее. Самое же главное – мощность мотора выросла до 700 л.с.!
В том же сезоне на МАЗе появилась и своя команда. До этого грузовики строили для команды "Совтрансавто", а теперь белорусы создали коллектив под названием "МАЗ-TRT". Для себя мазовцы сделали машину даже лучше, чем для клиентов – оно и понятно.
Внешне машины отличались, прежде всего, цветом – заводской МАЗ был синим, а совтрансавтовские были серыми. Позднее по ходу сезона одна "совавтовская" машина стала оранжевой, а одна заводская – красной.
В 1989 году все грузовики заводской команды перекрасили в красный цвет:
В 1990 году яркий цвет сохранился:
К сезону-1991 мощность мотора ЯМЗ-8424, которым оснащался гоночный МАЗ-5432С, была доведена до 1100 л.с. Однако до замены коробки передач на автоматическую так и не дошло. Машина же приобрела совершенно иной внешний вид – поменялась кабина и окраска:
1992 год – пик развития МАЗовской техники. Мощность двигателя составила совершенно фантастические 1300 л.с.! Но в конце сезона команда была расформирована, а вся гоночная техника порезана на металлолом...
Заводская команда МАЗа доставляла свои грузовики на гонку на специальном прицепе:
КамАЗ-5425С
За несколько лет до появления первых ралли-рейдовых грузовиков КамАЗ обратил своё внимание на кольцевые гонки. Причиной этого стал дебют МАЗовцев в Венгрии в 1987 году. Завод из Набережных Челнов не мог остаться в стороне от этой авантюры белорусских конкурентов и сам ринулся в бой.
Заводская команда дебютировала в 1988 году двумя машинами:
В 1989 году машина претерпела кое-какие косметические изменения:
Сезон-1990 стал последним для бескапотников КамАЗа. К сожалению, грузовики из Набережных Челнов так никогда и не получили достойного двигателя – максимальная мощность их мотора составляла 480 л.с. С такими характеристиками вмешаться в борьбу за высокие места было попросту невозможно.
Но девяностым годом история выступлений КамАЗов в грузовом кольце не закончилась. Об этом мало кто знает, но в 1993 году на трассу Мизано выехал... капотный КамАЗ. Им управлял Равиль Нургалеев.
Что же касается доставки грузовиков на гонку, то она была организована таким образом:
Ну и завершая тему КамАЗа нельзя не сказать, что в 1987 году – в год дебюта команды МАЗ – на этапе в Венгрии выступал... трёхосный КамАЗ! Это был самый обыкновенный седельный тягач и он не имел никакого отношения к будущей советской команде – его выставил на гонку коллектив из Венгрии, за рулём был Золтан Надь:
Машина, конечно же, оказалась слишком медленной в сравнении с подготовленными специально гоночными грузовиками и проиграла победителю больше круга.
ЗиЛ
В 1989 году на заводе были построены сразу три гоночных автомобиля с индексом ЗиЛ-4421С. Впрочем "подготовлены" это очень громко сказано – по сути машины не сильно-то отличались от обычных седельных тягачей ЗиЛ. Поэтому говорить о какой-либо конкурентоспособности было невозможно. Выступать на новых гоночных машинах было доверено Н.Иванову и А.Пузырёву.
Мощность мотора КамАЗ 740 составляла 330 л.с. Коробка передач поначалу оставалась штатной ЗиЛовской, но по ходу сезона её сменила пятиступенчатая КПП Eaton.
Убедившись в том, что двигателя откровенно не хватает завод приобрёл три новых силовых агрегата в составе КПП Eaton и 600-сильного двигателя Cummins L10.
Внешне машины отличались от автомобилей 1989 года другой схемой окраски и хромированными колёсными дисками из лёгкого сплава.
В 1990 году на британской трассе Брендс-Хэтч зиловцы знакомятся с Крисом Ходжем, который предлагает команде построить для своего коллектива "частный" ЗиЛ. Ему передают третье шасси и в грузовых гонках появляется третий автомобиль этой марки.
Ходжу отдали шасси без двигателя и коробки передач – мотор он поставил такой же Cummins L10, что стоял на заводских машинах, а вот коробка передач была совершенно иной. Вместо пятиступенчатой механики Eaton Ходж установил автомат Allison NT-754.
В 1991 году изменился обвес автомобиля и вновь поменялась окраска. Технически машины практически не изменились:
Сезон-1992 команда провела со старой техникой:
Однако на выставке ВДНХ в том же году был продемонстрирована новая версия боевой машины, получившая новый индекс 4421СЕ и новый жёлтый окрас.
Использование грузовика "частным" коллективом принесло плоды заводской команде. Подсмотрев у британцев некоторые технические решения уже не советские, а российские инженеры внесли серьёзные изменения в конструкцию автомобиля.
Место двигателя Cummins и механической коробки передач Eaton заняли 900-сильный дизель Caterpillar 3176 и пятиступенчатый автомат ZF 5HP-600.
Грузовик Криса Ходжа также претерпел серьёзные изменения – машине укоротили базу и она постепенно стала терять черты ЗиЛа, превращаясь в некий безымянный прототип:
Сезон-1994 стал последним для заводской команды ЗиЛ. По его окончанию команда прекратила своё существование. Коллектив же Криса Ходжа продолжил выступать, а машину продолжили переделывать...
После завершения гоночной карьеры зиловцы поставили гоночный грузовик на прикол на территории завода. Где она и простояла аж до 2013 года – долгих 18 лет, вдумайтесь в это!
В 2013 году жёлтый гоночный ЗиЛ был спасён реставратором Владимиром Киреевым с постепенно уничтожаемого завода буквально из-под резака. Машину отреставрировали в Мастерской Андрея Мелькумова в Реутове, при этом к процессу восстановления привлекли тех же самых специалистов, которые в своё время создавали данный автомобиль.
После воссоздания ЗиЛа в первозданном виде он отправился в музей в Верхнюю Пышму где и стоит по сей день.
Интересно, что для перевозки гоночного ЗиЛа на заводе создали специальный тягач 4423 и полуприцеп к нему – серьёзный заводской подход. Дата создания машины – 1 июля 1992 года. Двигатель Caterpillar 3176, коробка передач Eaton.
К кабине примыкал большой спальный отсек – его сделали из элементов обычной кабины грузового ЗиЛа. Внутри спального отсека можно было стоять в полный рост, были установлены две спальные полки.
После завершения гоночной программы тягач был продан фермеру в Воронежскую область – тот возил на этом уникальном автомобиле подсолнечное масло.
Но прошли годы и сейчас останки того самого ЗиЛ-4423 гниют в одной из российских деревень...
Прицеп же остался стоять на территории завода ЗиЛ. В 2016 году была сделана его последняя фотография, а где он теперь – и жив ли ещё – никому неизвестно.
Так что ещё в 2016 году теоретически можно было собрать весь комплект – гоночный грузовик, тягач и прицеп для перевозки. Можно ли это сделать сейчас – не уверен...
КрАЗ
Этот "зелёный крокодил" стал настоящей легендой автоспорта. Гоночный КрАЗ провёл всего-навсего одну гонку, но этого ему хватило для того, чтобы прославиться.
Дизель от танка Т-64(!) форсировали до 1000 л.с. и установили в базе для лучшей развесовки. Коробку передач оставили механическую.
Гоночный КрАЗ также перевозили на прицепе, но и тягач, и полуприцеп были обычными – не чета ЗиЛовским:
А вот так несчастный "крокодил" проводил последние несколько лет своей жизни...