Проработав вот уже несколько с китайскими компаниями, я, наконец, могу сформулировать их отношение к российскому рынку. Давайте оговоримся, что тут под «китайскими компаниями» мы понимаем тех гигантов, которые продают вещи вполне себе для рядового потребителя: мобильные телефоны, компьютеры, косметику, бытовую технику и прочие наши мелкие радости.
Существует две ключевых стратегии по выходу китайской компании на российский рынок:
Стратегия №1 «А зачем нам стратегия по продвижению, планы и прочая эта ваша чепуха? У нас все по всему миру это покупают - и в России купят тоже». Эту чудную мысль, как правило, высказывают крепкой руки хозяйственники. Мужики со средним образованием, которые путем неимоверных усилий выбили себе место под китайским солнцем (а их там 1,4 млрд человек - попробуй выбей). Образование у них околосреднее - они искренние люди мира. Ну, подумайте, если в его деревне покупают эти стиральные машины и телефоны, которые он продает, то чем отличается наша деревня?
Стратегия №2 «У нас есть универсальная стратегия по выходу на зарубежный рынок, и если Индия / США / Казахстан / Нигерия / Италия начали покупать наш продукт, то и в России он тоже будет продаваться». Эта мысль принадлежит мужчинам с хорошим китайским образованием - и не менее качественным западным образованием. Они, как правило, поработали в какой-либо транснациональной компании, недурственно говорят по-английски и тоже являются убежденными глобалистами. Ну, подумайте, если вся Латинская Америка (условно) покупает эти стиральные машины и телефоны, то чем отличается мааааленькая (как по покупательной способности, так и по размеру вклада в мировую экономику) Россия?
Обе стратегии, кстати, проваливаются.
Китайская компания бьется в закрытые двери 3-5 лет, несет большие убытки - и либо начинает адаптироваться под российский рынок, либо уходит с гордо поднятой головой. Помните LeEco? Уже, наверняка, не помните :)
(вот тут можно почитать их историю "Взлет и крах компании LeEco")
А между тем это китайский аналог Netflix, который несколько лет назад пришел побеждать Россию, стал спонсором «Голоса» на Первом канале. А какая там была нанята команда русских специалистов… Просто мечта. Но нету уже той команды. И компании тоже нет.
Как правило, русские сотрудники в таки компаниях - лишь прикрытие. Каждый русский мужик знает, как обустроить Россию, как играть в футбол и построить надранный коллайдер. Вы думаете, что китайские мужики чем-то от них отличаются?
Нет, мы едины в своем культурном порыве быть самими умными до конца - даже если наш бизнес-корабль идет на дно.
Те китайские компании, которые сегодня у всех на устах прошли ровно ту же эволюцию - резкий рывок в Россию, наполеоновские планы, крах, кризис 3-5 лет, передача полномочий русскому руководству (чтобы обвинить его в случае неудачи - а в случае удачи похвалиться своим стратегическим мышлением) - успешная работа в России.
Не жалейте денег на продвижение. Как специалист говорю.
И когда пойдете в Китай - будьте умнее. И адаптируйтесь.
Жмите 👍 и подписывайтесь на канал. Чтобы оставаться в курсе последних публикаций, подписывайтесь на группу ВКонтакте и канал Telegram.