Найти в Дзене

Любопытная история о Формуле 1 №20: Война и автогонки

Эдвин Старр ошибался. В 1970-х он пел: "Война. Чем она хороша? Да вообще ничем!", перепевая песню, выпущенную ранее (среди прочих) The Temptations. С тех пор песню успели переделать Frankie Goes to Hollywood и Брюс Спрингстин. Но все они ошибались. Война хороша для технологий, а следовательно и для автогонок. Если вы пробежитесь по истории спорта, то обнаружите множество примеров того, как война способствовала развитию автоспорта. Взять для примера Первую мировую. Разработка авиационных двигателей, происходившая во время войны, дала послевоенным гонщикам невероятно мощные моторы. Это не говоря уже о поколении ищущих приключений авантюристов, пытающихся вновь получить адреналин, который когда-то давали им сражения. Академические исследования британской автоспортивной индустрии привели к выводу о том, что есть два ключевых элемента, объясняющих почему Британия является мировым лидером в автоспортивных технологиях: доступ к блестящим, мотивированным инженерам, а также доступ к местам для

Эдвин Старр ошибался. В 1970-х он пел: "Война. Чем она хороша? Да вообще ничем!", перепевая песню, выпущенную ранее (среди прочих) The Temptations. С тех пор песню успели переделать Frankie Goes to Hollywood и Брюс Спрингстин.

Но все они ошибались. Война хороша для технологий, а следовательно и для автогонок. Если вы пробежитесь по истории спорта, то обнаружите множество примеров того, как война способствовала развитию автоспорта.

Граф Луи Зборовски за рулём Chitty Bang Bang, под капотом 23-литровый двигатель Maybach, используемый во время войны в цеппелинах, Бруклэндс, 1921
Граф Луи Зборовски за рулём Chitty Bang Bang, под капотом 23-литровый двигатель Maybach, используемый во время войны в цеппелинах, Бруклэндс, 1921

Взять для примера Первую мировую. Разработка авиационных двигателей, происходившая во время войны, дала послевоенным гонщикам невероятно мощные моторы. Это не говоря уже о поколении ищущих приключений авантюристов, пытающихся вновь получить адреналин, который когда-то давали им сражения. Академические исследования британской автоспортивной индустрии привели к выводу о том, что есть два ключевых элемента, объясняющих почему Британия является мировым лидером в автоспортивных технологиях: доступ к блестящим, мотивированным инженерам, а также доступ к местам для соревнований. Оба эти элемента являются следствием войны.

Целое поколение юношей выросло изобретая и используя оружие, самолёты и машины. Огромные средства были потрачены на войну с нацистской Германией, поэтому когда всё закончилось, этим молодым людям быстро наскучило то, что кто-то назовёт "настоящей жизнью". Они хотели развлекаться, и, по причине высоких пошлин на импорт, призванных стимулировать британскую автоиндустрию, они брали уже доступные машины и модифицировали их. Austin-ы и Morris-ы были переделаны в гоночные автомобили. Фирма Cooper началась со старого Fiat Topolino. Эти создания вывозились и соревновались на встречах устраиваемых 750 Motor Club и другими подобными организациями. И из этого выросла целая индустрия. Конкуренция была яростной. Кто не мог выиграть на собственной технике, покупал быстрейшую машину из доступных, таким образом коммерческие возможности привели к созданию таких компаний как Lola и Lotus. Это был идеальный пример того, когда выживал наиболее приспособленный.

Истребитель Spitfire MKIIA построенный на фабрике Morris в Касл Бромвич
Истребитель Spitfire MKIIA построенный на фабрике Morris в Касл Бромвич

А вторым ключевым элементом были гоночные трассы. До войны Британия отставала из-за закона, запрещавшего соревнования на публичных дорогах. Французы, немцы и итальянцы могли устраивать гонки там, где хотели, в то время как британский закон разрешал гонки только на частной территории, что ограничивало выбор Бруклэндс и Доннингтон Парком. Война это изменила. Между 1939 и 1945 Британия построила буквально сотни авиабаз. Министерство обороны реквизировало огромные участки земли, а подрядчики, такие как McAlpine, Laing и Wimpey, сделали на этом состояния. За шесть лет войны было построено 444 базы, а на пике строительства в 1942 каждые 3 дня открывалось по новой базе. Это были оперативные базы бомбардировщиков, использовавшиеся бомбардировочным командованием Королевских ВВС, а также Восьмой воздушной армией ВВС США. Плюс базы Командования истребительной авиации и Командования береговой охраны, а также прочие, используемые для тренировок и обслуживания. Все они были возведены в кратчайшие сроки, используя единый дизайн взлётно-посадочных полос (ВПП) и зданий. ВПП обычно образовывали букву А, с тремя полосами пересекающимися между собой и широкими рулёжными дорожками, соединяющими их с районами рассредоточенной стоянки и ангарами. Считалось, что к 1945 было построено около 14,5 тыс. км. бетонных ВПП в сельских районах Британии. Большинство их них в один момент стали более не нужны.

План аэродрома Королевских ВВС в Бассингборне, 1945
План аэродрома Королевских ВВС в Бассингборне, 1945

Некоторые аэродромы стали аэропортами, другие превратились в выставочные территории или индустриальные парки, но по большей части они вернулись к аграрному использованию. ВПП оставлены на своём месте, вокруг них росли посевы. Или же овцы паслись там, где когда-то приземлялись боевые машины.

Однако сотни из этих строений были замечены энтузиастами гонок и, поскольку находились они на частных территориях, идеально подходили для гонок. Некоторые были быстро заброшены, а другие стали полноценными гоночными трассами. Список их длинный и славный - от Gransden Lodge до Сильверстоуна, Castle Combe, Thruxton, Snetterton, Goodwood, Croft, Rufforth, Davidstow и многих других.

Эволюция трассы Сильверстоун
Эволюция трассы Сильверстоун

Война? Чем она хороша? Хммм...

Оригинальная статья: https://joesaward.wordpress.com/2017/12/17/fascinating-f1-fact-20/