13 октября 2002 года, в Гаване состоялась конференция посвященная 40-летней годовщине Карибского Кризиса. На ней, бывший министр обороны США Роберт Макнамара заявил, что ядерная война была значительно ближе чем считалось ранее, а Директор Архива национальной безопасности США Томас Блэнтон сказал — Парня который спас мир, звали Василий Архипов.
После того, как 14 октября 1962 года, американский самолет -разведчик получил фотографии стартовых площадок Советских ядерных ракет на Кубе, которые были размещены там, в ответ на установку американцами своих ракет в Турции, человечество оказалось в шаге от ядерного апокалипсиса. Путем неимоверных усилий, умения уступать и договариваться, бессонных ночей и работы на пределе человеческих возможностей, мы смогли договориться. Джон Кеннеди и Никита Сергеевич Хрущев, нашли в себе силы остановить безумие. Но вся работа советских и американских дипломатов, военных, и всех других людей которые так или иначе принимали участие в разрешении этого кризиса, могли сойти на нет, если бы не этот парень, парень который спас Мир — Василий Александрович Архипов.
27 октября, 1962 года, когда весь Мир затаив дыхание следил за лидерами СССР и США, советская подводная лодка Б-59, находившаяся в водах Карибского Моря, и побережья Кубы, была атакована американскими эсминцами, которые получили специальный приказ — при обнаружении любой подводной лодки, заставить её всплыть, и обозначить себя. Капитан корабля Савицкий, отказался подчиняться, и лодка была атакована глубинными бомбами. Американские моряки понятия не имели, что атакуют лодку, на борту которой находилось ядерное оружие, а командиры советских субмарин, в свою очередь получили разрешение на применение ядерного оружия, если по этому поводу будет единогласное решение трех старших офицеров корабля. Одним из этих офицеров и был Василий Архипов. По воспоминаниям очевидцев, капитан Савицкий, на фоне усталости и многодневного напряжения, решил что началась война, и принял решение атаковать ядерной ракетой американские корабли — «Мы их взорвем. Все погибнем, но и потопим все их корабли».Его поддержал замполит. Требовалось согласие третьего офицера. Архипов выступил категорически против. Он убедил командира, и вместо пуска ракеты, подлодка подала сигнал — Прекратите провокации. Бомбометание прекратилось, лодка всплыла.
Ни Хрушев, ни Кеннеди, в тот момент даже не подозревали, насколько близко они стояли от катастрофы.
Вот так, решение всего одного человека, могло уничтожить всё человечество, и дар убеждения другого, спасло его.
Прочитав историю этого человека, я наконец понял какой зловеший смысл вкладывал Макнамара в свои слова — Ядерная война была гораздо ближе...