2017 год — год 100-летия надзорных органов в строительстве — ознаменовался самыми масштабными переменами в истории экспертизы проектов
Одно из самых консервативных ведомств России за год перешло на электронный формат работы. Идет процесс восстановления предпроектной стадии. Совсем скоро будет создан единый реестр экспертных заключений. И это только начало системной работы с целью повышения качества проектов и эффективного использования бюджетных средств. Об изменениях, которые переживает институт государственной экспертизы, в эксклюзивном интервью изданию рассказывает руководитель Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
Одно из самых консервативных ведомств России за год перешло на электронный формат работы. Идет процесс восстановления предпроектной стадии. Совсем скоро будет создан единый реестр экспертных заключений. И это только начало системной работы с целью повышения качества проектов и эффективного использования бюджетных средств. Об изменениях, которые переживает институт государственной экспертизы, в эксклюзивном интервью изданию рассказывает руководитель Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
Игорь Евгеньевич, как сегодня работает институт государственной экспертизы? Сколько заключений выдается ежегодно? Какая их часть возвращается на доработку?
За год организации государственной экспертизы выдают более 50 тыс. заключений. И случаев, когда проект без замечаний получил положительное заключение, практически не бывает. В целом около 80% проектов, которые поступают на рассмотрение государственных экспертов, нуждаются в доработке, по итогам которой проект все-таки получает положительное заключение. Цифра отрицательных заключений зависит от региональной и объектовой специфики и колеблется от 10% до 20%.
Даже если оценивать деятельность только Главгосэкспертизы России, то в 2016 году в ходе проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, экономия прямых затрат на строительство составила почти 300 млрд рублей. Если же говорить о работе всех организаций государственной экспертизы, то в этом случае речь идет о еще большей цифре — более 530 млрд.
Оперировать экономией в сотни миллиардов нетрудно, но очевидно, что корректировка, достигающая подобных масштабов, возможна только в одном случае — когда качество представляемой проектной документации находится на крайне низком уровне.
С чем, по-вашему, это связано? И каким образом можно улучшить ситуацию?
Экспертное сообщество давно обеспокоено падением уровня проектирования в стране, мы проводим и свою работу по повышению качества подготовки проектной документации и предлагаем решения для регулятора. Так, к примеру, сейчас по инициативе Минстроя России создан реестр проектировщиков, проверяется их квалификация, и это хорошо, но недостаточно. Экспертное сообщество полагает, что необходимо повышать роль главного инженера проекта, компетенции и участие которого в последнее время значительно недооценены. Надо усиливать ответственность проектировщиков. Эксперты предлагают учитывать результаты работы: если проектная организация систематически получает в экспертизе отрицательные заключения, это должно стать поводом для дополнительной оценки квалификации работающих в ней проектировщиков, вплоть до введения определенных ограничений. Тем более что эта информация доступна.
Кроме того, повысить качество проектирования позволит и отказ от практики, когда работа экспертов с проектом начинается уже на финальной стадии.
Чем плоха эта практика?
При сохранении существующего алгоритма взаимодействия проектировщиков, экспертизы и строителей практически не осуществляется профессиональная экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки само задание на проектирование. То есть экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов.
Фактически именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, эксперты остаются в стороне. В итоге потом (и такое бывает нередко), когда в представленном проекте будут выявлены нарушения, ошибки и недостатки, работа по их устранению повлечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Мы считаем такое положение дел нерациональным и противоречащим не только общим интересам всех участников строительного комплекса, но здравому смыслу. Изменив этот алгоритм, мы сможем сделать огромный шаг в сторону более эффективной экономики строительства.
Каким образом можно изменить этот алгоритм?
В мае 2017 года Правительство РФ утвердило Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестпроекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, чьим предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Насколько мне известно, аналогичный подход планируется распространить и на остальные случаи.
То есть мы сейчас восстанавливаем и адаптируем к современным условиям предпроектную стадию. Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных проектных решений, определение предполагаемой стоимости строительства и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями.
Введение этого института должно обеспечить значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.
Расскажите, пожалуйста, об использовании экономически эффективных проектов. В чем цель и задача этой идеи?
Институт типового проектирования, который действовал еще в Советском Союзе, к сожалению, ушел в прошлое, а альтернативная система так и не была создана. В итоге отсутствие достоверной и систематизированной информации о проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, приводит к тому, что во многих случаях государство вкладывает миллиарды рублей в разработку, по сути, одного и того же. То есть за государственный счет реализуется огромное количество идентичных проектов. При этом по ним каждый раз разрабатывается новая проектная документация, несмотря на то, что уже десятки схожих по своим параметрам объектов проверено и построено, и можно было бы просто адаптировать имеющиеся аналогичные проекты. Сейчас даже сложно понять, сколько государственных денег вложено в тот или иной социальный объект.
В эпоху, когда государство было единственным участником строительного процесса, эта проблема решалась просто — с помощью применения типовых проектных решений, когда расчет инвестиций превращался в простую математическую задачу.
В современных условиях полный возврат к типовому проектированию невозможен, но мы можем использовать уже реализованные экономически эффективные проекты. Данные о таких проектах, об испытанных на практике проектных решениях, о стоимости строительства и последующей эксплуатации позволят с высокой точностью определить предполагаемую стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового — похожего по своим характеристикам — объекта.
Сегодня на первое место выходят вопросы обеспечения качества отбираемых проектов и их агрегации в рамках одного ресурса. В этом случае ключевую роль должны сыграть новые информационные ресурсы, в частности Единый государственный реестр экспертных заключений (ЕГРЗ).
В реестр будут включены сведения о заключениях экспертизы, о представленных для проведения экспертизы проектах, о проектной документации повторного использования. При этом неотъемлемой частью реестра станут не только сведения, но и сами заключения, проектная документация и результаты инженерных изысканий.
Что реестр даст сообществу: регулятору, экспертам, строителям, заказчикам строительства?
Структура ЕГРЗ подразумевает формирование базы данных проектов-аналогов. Это позволит застройщикам осуществлять поиск необходимой проектной документации в целях планирования капвложений и проведения сравнительной оценки эффективности будущего проекта (в реестре в том числе можно будет найти сведения о стоимости таких проектов с учетом поправки на особенности места размещения объекта, климатические условия и т.д.).
Для госзаказчиков Единый реестр заключений будет содержать консолидированную информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения, подлежащей обязательному применению при проектировании объектов за счет бюджетных средств.
В ЕГРЗ также будут сведения о лицах, уполномоченных на распоряжение исключительным правом на проектную документацию либо правом на ее многократное использование, что позволит получить доступ к документации непосредственно из реестра без необходимости обращения в организации, где она хранится.
Раскрытие и использование уже имеющейся информации, в том числе при подготовке нового проекта на базе успешно реализованного, поможет сократить как временные, так и финансовые затраты, оптимизировать не только процесс разработки и реализации проекта, но и проведения государственной экспертизы.
Создание базы данных о проектах-аналогах позволит оптимизировать деятельность органов власти, осуществляющих оценку эффективности инвестиционных проектов, поскольку одним из важнейших элементов проверки является сравнение планируемого к возведению объекта с аналогичными, уже реализованными проектами. Такое сравнение будет корректным, только если обеспечивается максимальное совпадение характеристик объектов (по мощности, функциональному назначению, основным конструктивным и планировочным решениям и т.д.).
Ведение ЕГРЗ направлено и на совершенствование механизмов получения информации о результатах экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это создаст условия для проведения дальнейшей работы, в том числе по сокращению перечня документов, представляемых застройщиком в различные органы власти и организации. Будет обеспечена возможность истребования необходимых сведений о проектах и заключениях экспертизы в электронном виде. Заинтересованные лица смогут получать сведения о заключениях госэкспертизы в электронном виде в режиме «одного окна», независимо от местонахождения экспертной организации, ее ведомственной принадлежности и уровня ее информатизации.
Кроме того, консолидация данных о проектной документации и результатах инженерных изысканий в электронной форме в ЕГРЗ может привести к возможности исключения необходимости хранения одной и той же информации в разных информационных ресурсах — системах обеспечения градостроительной деятельности, архивах органов, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность, архивах застройщиков.
Наконец, реестр станет огромной базой знаний, которую нам предстоит изучать и анализировать.
Главгосэкспертиза в середине декабря получила сертификат соответствия международному стандарту качества ISO 9001:2015. Что пришлось сделать, чтобы внедрить новую систему управления, и, главное, зачем?
Система менеджмента качества нужна любой организации. Но в условиях работы государственных экспертов она становится важнейшим инструментом, которым необходимо умело оперировать. Получение сертификата — итог долгой и кропотливой работы по внедрению системы в Главгосэкспертизе России и приведению ее в соответствие международным стандартам. Мы шли к этому осознанно, постоянно меняя себя изнутри, и эта работа потребовала вовлечения всех сотрудников. Внедрение системы началось в Главгосэкспертизе России в 2015 году, и подготовка к работе в новых условиях затронула все сферы деятельности учреждения: были проведены анализ действующей нормативной базы и ее совершенствование, создана система мониторинга всех операционных процессов и внедрены механизмы контроля и аудита, приняты другие управленческие решения.
Цель этих перемен очевидна, на мой взгляд. Начиная изменения с себя, мы хотим дать импульс к развитию всего института строительной экспертизы. Кроме того, для нас очень важно мнение наших заявителей. Мы уверены, что результативное использование системы менеджмента качества позволит создать конструктивные условия для нашей совместной работы. При этом не могу не отметить, что получение сертификата — только первый шаг: в ходе проведенных изменений и их аудита мы увидели свои сильные и слабые стороны, многое уже сделали и улучшили, система сформирована, однако нам предстоит еще немало работы.
Историческая справка
5 декабря 1917 года распоряжением Совета народных комиссаров был создан подотдел общеполезных государственных сооружений при ВСНХ РСФСР, который руководил строительной отраслью и осуществлял надзорно-экспертные функции. А 9 мая 1918 года был учрежден Главный комитет государственных сооружений при ВСНХ РСФСР, основными задачами которого стали разработка госплана строительства, рассмотрение всех проектов, поступающих в ВСНХ и наркоматы.
В годы первых пятилеток зародилась практика проведения комплексной экспертизы с широким привлечением ведущих ученых и специалистов строительной отрасли.
В 1963 году небольшое по численности Главное управление государственной экспертизы при Госстрое СССР было преобразовано в мощную структуру с отраслевыми отделами, охватывающими все аспекты и направления народного хозяйства. А в последующие годы подразделения Главгосэкспертизы и самостоятельные организации с такими же функциями появляются в союзных и автономных республиках, краях, крупных городах.
Сегодня Главгосэкспертиза России представлена 12 филиалами, расположенными на территории всей Российской Федерации — от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону до Екатеринбурга, Хабаровска и Севастополя.