Эксклюзивные архивные фотографии необычных машин СССР: часть первая
Советский автомобиль с пластиковым кузовом? Первое, что приходит в голову при этой фразе — микроавтобус «Старт». Да-да, тот самый, который можно увидеть в последних кадрах комедии «Кавказская пленница». Однако «Старт» был отнюдь не первым и уж тем более не единственным автомобилем такого рода: эксперименты со стеклопластиком для автомобильных кузовов в СССР начались еще в середине 1950-х! Что это была за техника? Смотрите!
★★★
ЗИС-112
Вплоть до второй половины пятидесятых годов на заводах Министерства автомобильной промышленности СССР отсутствовала материальная база для проведения каких-либо масштабных исследовательских и экспериментальных работ в области конструирования кузовных деталей из пластмасс. Пионером в этой области можно считать Московский автозавод им. Сталина, который в 1955 году совместно с НИИ пластмасс им. Фрунзе модифицировал кузова двух спортивных автомобилей ЗИС-112. Инженеры частично заменили стальные кузовные детали пластиковыми.
★★★
«Москвич-402» универсал
Затем за развитие «пластиковой» темы активно взялся столичный институт НАМИ. Первый практический результат – разработка комплекта пластиковых деталей для переделки кузова серийного «Москвича-402» из седана в универсал. Дело ограничилось постройкой двух опытных образцов в 1957 году.
★★★
Мотоколяска С4А
На 1958 год пришлась целая череда новых экспериментов с пластиковой «кузовщиной» в НАМИ. И одним из первых был реализован проект модернизации серийной серпуховской мотоколяски С3А, для которой, взамен брезентовой, была разработана новая жесткая крыша со стальным каркасом и наружными панелями из стеклотекстолита.
★★★
НАМИ-049 «Огонек»
А вот у построенного в том же году совместно с Ирбитским мотозаводом микролитражного внедорожника НАМИ-049 из стекловолокна и стеклотекстолита были изготовлены практически все наружные детали кузова. Интересно, что в процессе формовки в пластиковые панели интегрировались металлические фланцы, с помощью которых панели в дальнейшем соединялись друг с другом с использованием электросварки.
★★★
НАМИ-060
Еще один кузов с пластиковыми наружными панелями был изготовлен в 1958 году – для «микролитражки» НАМИ-059, альтернативы цельнометаллическому «Москвичу-444» и родоначальнику конструкции знаменитого горбатого «Запорожца». На следующий год «ноль пятьдесят девятую» машину переделали в «инвалидку» НАМИ-060, пристыковав к 2-цилиндровому оппозитному «воздушнику» мощностью 19 лошадиных сил порошковое электромагнитное сцепление.
★★★
НАМИ-049А «Целина»
В 1960-м силами конструкторов НАМИ и Запорожского завода «Коммунар» был создан полноприводный микрогрузовик НАМИ-049А. Он имел грузоподъемность 300 килограммов, перспективный 26-сильный двигатель МеМЗ-966 и узлы шасси от «Огонька». Машина получила стеклопластиковый кузов типа «пикап» с двухместной кабиной и грузовой платформой с тентом и скамейками для пассажиров.
★★★
Мотоколяска С5А
Тот же 1960-й год: в НАМИ для Серпуховского мотозавода изготовили два опытных кузова для модернизированной мотоколяски С5А. В этом проекте от кузова серийной модели С3А остался только трубчатый каркас, на который при помощи болтов и заклепок были навешены семь оригинальных пластмассовых панелей.
★★★
МАЗ-1500
И опять 1960-й: по заявке Минского автозавода в НАМИ по полноразмерному гипсовому макету были выклеены из стеклоткани два открытых двухместных кузова. Позднее они использовались минчанами при постройке спортивных автомобилей для шоссейно-кольцевых гонок. Эти машины, названные МАЗ-1500, получили форсированные до 60 сил двигатели и агрегаты трансмиссии от «Москвича-407».
★★★
ЗИЛ-135Е
Прочностные свойства пластика как нельзя кстати пришлись и автомобилям военного назначения. В 1960 году в СКБ ЗИЛ, по предложению доцента Цыбина из МВТУ им. Баумана, для нового двухмоторного ракетовоза ЗИЛ-135Е изготовили цельнопластиковую кабину. В момент запуска тактической ракеты с наклонным стартом обычные металлические кабины были подвержены деформации от воздействия давления и температуры газов. Пластик же не имел остаточной деформации, и после пуска ракеты крыша пластиковой кабины вновь обретала прежнюю форму. После доводки и модернизации такой ракетовоз выпускался на Брянском автозаводе под индексом ЗИЛ-135ЛМ с 1964 до 1993 года.
★★★
ЗИЛ-135К
Одновременно с моделью 135Е в СКБ ЗИЛ создавалось и удлиненное шасси ЗИЛ-135К для пуска более крупных крылатых ракет С-5. В силу иной компоновки, использовать на нем кабину от 135Е не получилось, поэтому была разработана новая бескаркасная стеклопластиковая кабина с нарочито прямолинейными формами и обратным наклоном ветровых стекол. Серийное производство ЗИЛ-135К было налажено на Брянском автозаводе уже в 1961 году.
★★★
ЗИЛ-112С
Вернемся к наработкам Бюро легковых автомобилей ОГК ЗИЛ. После успешного частичного замещения металлических панелей пластиковыми там решились на создание нового кузова для спортивных автомобилей, в котором стальным оставался только каркас. Проектные работы в этом направлении велись в 1957-1958 годах, а постройка первого образца завершилась к ноябрю 1961-го. Выклейку кузовных панелей провели в МСЦ-7 завода ЗИЛ под руководством сотрудников МВТУ им. Баумана. Было построено два разных варианта ЗИЛ-112С, конструкция и внешний вид которых ежегодно подвергались изменениям.
★★★
МАЗ-543
В том же 1961 году создание производственного участка стеклопластиковых кабин началось на Минском автозаводе. Он потребовался для разрабатываемой силами заводского СКБ-1 «четырехоски» МАЗ-543, в конструкции которой предусматривалось использование двух раздельных двухместных кабин из стеклопластика. Активную помощь минчанам оказывали работники все того же МВТУ им. Баумана. В течение 1962 года на испытания последовательно вышли шесть опытных образцов МАЗ-543, в 1963-м – еще 10 экземпляров, а с 1964 года началось серийное производство
★★★
«Старт»
И только теперь настала очередь знаменитого микроавтобуса «Старт». Опытный образец был собран коллективом авторембазы Северодонецкого автотреста в ноябре 1963-го, а в 1964 году экспериментальный цех при северодонецкой авторембазе приступил к мелкосерийному выпуску микроавтобусов под маркой «Старт-1963». Массовое производство организовать так и не получилось ввиду трудоемкости технологии ручной выклейки кузова из стеклоткани внутри контрформ. В дальнейшем изготовление кузовов «Стартов» методом цельного формования пробовали организовать на Северодонецком заводе стеклопластиков (с последующей окончательной сборкой машин на Луганском автосборочном заводе в 1965-1967 гг.), а затем всю документацию и комплектующие по согласованию с Минхимпромом СССР передали Коростеньскому ремонтному заводу треста «Киевхимремонт» (Житомирская обл.). Однако и здесь выпуск микроавтобусов продлился менее года и был окончательно свернут в 1968-м.
Продолжение следует...
★★★