Детям присуще одно очень важное умение, которое теряется с возрастом. Как раз потеря этой способности и приводит взрослых к неврозам. Это умение выражается в способности наполнять своё существование смыслом. Ребенок, оставшись один в комнате, сможет из подручных материалов построить для себя целый мир. Взрослый, оставшись один на один с собой, во многих случаях, впадет в рефлексивное самоедство.
Это хорошо описано В. Франклом термином «Воскресный нервоз», когда человек оказываясь вне работы, неспособен сам себя чем-нибудь занять и, поэтому начинает ругаться с окружающими, пытается забыться в алкоголе или придумывает себе ряд развлечений (кино, кафе, спортзал, шопинг, клуб и т.д.) без которых выходные будут бессмысленной тратой времени. У ребенка совсем иной взгляд на мир. Пока его мышление не сформировано и не заперто в «социальных необходимостях» он предоставлен самому себе. Со стороны, может даже показаться, что дети занимаются ерундой. Какой толк, к примеру, лазить по гаражам или весь день строить шалаш? Я нередко наблюдаю ситуацию, когда дети начинают издавать разные звуки и, попискивая, похрюкивая, повизгивая, могут развлекать себя так чуть ли не час. «Они ещё глупые. Вот подрастут и тогда…» - а что тогда?
Подрасти, чтобы потом мучиться бессмысленностью существования? Любой ребенок, бегающий с палкой пистолетом в разы гармоничнее со своей природой, чем наученный опытом взрослый. Очень много времени тратится на то, чтобы сделать из «глупого» - «умного», но не прилагается усилий для того, чтобы сохранить интерес к жизни, который есть у детей, а без этого интереса - любая деятельность не нужна.
На занятии йогой разговаривают два ребенка. Девочка неожиданно говорит: «А я хочу в Египет». Мальчик приземленно спрашивает: «Ааа, чтобы на всякие штуки посмотреть?». Она отвечает: «Да нет! Я хочу в пирамиды! Хочу сокровища искать! Поеду в Египет и найду там клад!». Кто-то из детей восторженно её поддерживает. Не проходит и пяти минут, как один мальчишка начинает издавать робо-звуки: «Бип-баб-буб». Другие ребята подхватывают, а одна из девочек дает перевод: «Мы с Марса, передаем людям Земли привет!». Театр абсурда. Но они живут этим желанием поиска клада и фантазиями о марсианах - этим жизненным театром.
Поэтому, наверное, дети так умиляют взрослых. Потому что они дают возможность вспомнить то забытое чувство наполненности. Когда ты сам создаешь свой мир, когда ты увлечен собиранием домика из кубиков настолько, что это и есть вся твоя жизнь. Когда, отрывая книгу про динозавров, ты восхищенно говоришь «Вау!». Когда твой шалаш из подушек – это тайный штаб. Сохранить это чувство и развить его – вот важная задача педагога и родителя.
Когда ребенок вырастет, у него будут другие интересы и то, что ему нравилось раньше, будет казаться чем-то неважным. Но главное - это сохранить «чувство жизни». Способность видеть в мире глубину смыслов. Чтобы, оставаясь один на один с собой, он не ощущал свою «заброшенность» и «потерянность», а видел только новые горизонты для развития.