Большая статья, приготовьтесь. Будет интересно!
Сегодня одним из самых актуальных вопросов остается мотивация сотрудников. Попробуем немного разобраться, какие приемы существуют и какие из них подойдут в конкретных случаях. На первый взгляд существует выбор между двумя реалиями: мотивировать опытного сотрудника или обучить новенького. С одной стороны профессионал, хорошо разбирающийся в своем деле, но совершенно не готовый работать «за идею». Как правило, таких «доков» интересует материальная часть вопроса, нежели результативность. С другой стороны можно взять новичка и привить ему любовь к работе. Это, конечно, займет немало сил и времени, но даст небольшой период времени в будущем, когда опытный сотрудник сможет работать без особой мотивации «на результат», чтобы укрепиться в компании и показать, какой он стал умный и трудолюбивый. Все это продлится до тех пор, пока сотрудник не достигнет профессионального уровня и не перейдет из второго типа в первый. Какой выход наиболее предпочтителен – над этим вопросом размышляют уже несколько лет, не найдя однозначного решения.
Например, за рубежом предпочитают устраивать на работу выпускников вузов и обучать практике на месте. Через некоторое время молодой человек получает место в штате компании и трудится на благо родного предприятия. В России же все обстоит иначе. Мало кто возьмет на работу неопытного выпускника и потратит время на обучение. Сейчас все объявления о вакансиях пестрят сроками опыта работы и списком необходимых навыков. Все было бы намного проще, если бы работодатели мотивировали уже обученных сотрудников в штате. По некоторым неофициальным данным почти половина опрошенных людей признались, что им критически не хватает поводов для совершения трудовых подвигов. Начальство не дает никаких стимулов выполнять работу свыше плана. Так и течет размеренная жизнь среднестатистической компании. Однако сейчас речь пойдет о другой половине работодателей, которые, стремясь к вершинам, придумывает различные способы мотивации персонала.
Великий Генри Форд придерживался мнения, что человек по своей природе работает только по двум причинам: хочет денег или боится потерять место работы. В наше время с этим утверждением может поспорить каждый, ведь работать можно по-разному. Многие руководители стараются использовать нематериальную мотивацию своих сотрудников, но в приоритете остается обещание денег.
Только деньги могут удовлетворить первоочередные потребности человека в еде, доме и безопасности.
На самом деле нет ничего хуже, чем маленькая зарплата, которая выплачивается ежемесячно в одном объеме. Примером этого могут служит государственные учреждения. В человеке пропадает желание развиваться, вкладывать в свою работу какой-то смысл, стремиться к развитию и эффективности, так какой же оклад устроит специалиста, чтобы вызвать в нем интерес к работе и результативности? Такой, который будет напрямую зависеть от его работы. Это наиболее распространенная в 21 веке система оплаты «оклад + бонус». Естественно, фиксированная ставка должна быть больше минимального размера оплаты труда и давать возможность человеку нормально жить и без бонусов. Плюсами к ежемесячной зарплате могут быть проценты от заключенных сделок, продаж, выполнению сверх плана, особому вкладу в развитие компании. При этом схема подсчета бонусов должна быть максимально прозрачной, чтобы человек понимал, что ему нужно сделать, чтобы заработать больше. Однако, не стоит забывать, что с возрастанием дохода увеличиваются и расходы, поэтому только денежная мотивация будет действовать в течение небольшого промежутка времени, несколько месяцев, максимум год. Дальше придется прорабатывать дополнительные стимулы.
Существует много стандартных методов повышения лояльности сотрудника и уменьшения кадровой текучки. В социальный пакет входят абонемент в спортивный зал, бесплатные обеды, отдых летом на юге, служебная машина, выгодный корпоративный безлимитный тариф и многое другое, на что хватит фантазии начальства и не жалко денег фирмы.
По желанию коллег можно устраивать ежемесячный поход в сауну, корпоративные вылазки на природу, подарки по случаю и прочее. Все это способствует сближению людей и ежедневный труд становится коллективным делом, практически «семейным бизнесом». Такой подход к организации труда иногда позволяет не только уменьшить текучку кадров, но и повлиять на эффективность работы. Человек, которому предоставляется в полное распоряжение служебная машина и неограниченная медицинская страховка, чувствует себя важной, практически незаменимой персоной в рамках предприятия и старается сделать как можно больше для его блага.
Согласно статистике больше 50% людей предпочли бы вместо материальных бонусов получить возможность бесплатно пройти курсы повышения квалификации или получить второе образование за счет компании. Не многие фирмы могут позволить себе такое поощрение работника, хоть и с учетом того, что обученный специалист принесет больше пользы, чем в текущий момент. Решение об обучении персонала необходимо принимать, взвесив все плюсы и минусы. Многие работодатели заведомо включают в договор пункт, который обязывает сотрудника, получившего образование за счет компании, при увольнении вернуть затраченные средства. Это логично – бесплатно никто никого учить не будет.
Поэтому, среди руководителей намного чаще встречаются организации тренингов и семинаров, по стоимости, значительно уступающие дополнительному обучению, но в тоже время существенно повышающие мотивацию сотрудника и улучшающие его качество работы. Еще лучше, если тренинги происходят на открытом воздухе, например на территории туристической базы в лесу. Такое мероприятие не принесет пользу работоспособности человека, но и позволит немного отдохнуть и сблизиться с коллективом.
Эффективно и экономично обойдется нематериальный способ мотивации сотрудников.
В данном случае подойдет любой повод вызвать вдохновение. Достоверно известно, что насколько большую бы зарплату не сулили работодатели, без «душевного порыва» к работе человек трудовые подвиги совершать будет не долго. Примером активного вдохновления работников был период кризиса, когда многие компании просто физически не смогли обеспечить свой штат полисами медицинского страхования и плотным графиком корпоративных вечеринок. В это тяжелое время пришлось вспомнить про командный дух и главную миссию компании. Каждый работник хочет быть незаменимым, хочет чувствовать свою важность и получать похвалу со стороны коллег и руководства. Удовлетворяя минимальные потребности человека, можно открыть в нем такие способности и рвение к труду, которые не смогла поднять веселая вылазка на природу всем коллективом.
Однако все перечисленное перечеркивается одной простой истиной. Самый ценный сотрудник – это сотрудник, которому не требуется искусственно созданная мотивация. Человек, который любит свою работу, старается в ней преуспеть, сделать что-то важное – вот кто настоящая находка для компании. Поэтому, ищите своих людей не в уже сформированном штате, а при приеме на работу.